01 апреля 2018, 19:25

Урок нравственности

Автор АЛЕКСЕЙ ТЕНЧОЙ
Идёт лекция в педагогическом институте.
В аудитории студенты первого курса.
На доске написана тема занятия: «Сущ-
ность самолюбия. Любовь к самому себе!»
Пожилой профессор объясняет:
— В этике самолюбие рассматривается
как моральное чувство, в котором выража-
ется уважение к себе как к личности, оно
основано на признании своего достоин-
ства. В современных толковых словарях
под самолюбием подразумевают чувства
собственного достоинства, самоуважение,
самоутверждение. Эти понятия являются
единичными понятиями, присутствующими
и в структуре высокомерия как общего по-
нятия.
Самоуважение всегда выступает в синте-
зе с самоутверждением. Утверждая себя как
личность, человек еще больше проникается
уважением к себе. Человек может уважать
себя и за достижение тех целей, которые
не соответствуют общечеловеческим идеа-
лам и ценностям. Самоуважение появляется
у человека тогда, когда он преодолевает ка-
кие-то трудности, может мобилизовать себя
в трудной ситуации на выполнение, осу-
ществление своих планов. И вот за это он
уважает в самом себе определенные каче-
ства: целеустремленность, терпеливость, на-
стойчивость и так далее. Самоуважение —
глубоко интимное и индивидуальное чув-
ство. Довольно часто субъект в своем созна-
нии борется с самим собой, преодолевая
лень, страх и другие качества, мешающие
достижению поставленных им целей. В этой
борьбе он становится сильней самого себя
по сравнению с тем, кем он был раньше.
Окружающие его люди могут и
об этой внутренней борьбе и не проявлять
должного уважения к этой личности. Но сам
человек знает, что он может бороться
с трудностями. Субъект с таким же успехом
может бороться с ленью, страхом, чтобы до-
биться и своих корыстных целей. Все это го-
ворит о том, что в человеке зарождается,
сосредотачивается любовь к самому себе,
то есть самолюбие.
Таким образом, из вышеизложенного
мы можем сделать вывод о том, что само-
уважение, самоутверждение, чувство лич-
ного достоинства и самолюбие — это по-
нятия, которые еще не делают человека
носителем нравственности. Человек, у ко-
торого нравственное развитие останови-
лось или находится на уровне этих поня-
тий, может совершать поступки спонтанно,
непредсказуемо, так как у него еще нет
нравственного стержня, которым в данном
случае является достоинство. Для того что-
бы самолюбие трансформировалось в до-
стоинство, человек должен иметь внутри
чувство меры, оно определяется скромно-
стью и совестью. Вскроем сущность этих
понятий.
Скромность — это нравственное каче-
ство, характеризующее личность с точки
зрения ее отношения к окружающим и са-
мой себе и проявляющееся в том, что чело-
век не признает за собой никаких особых
прав, проявляет необходимую терпимость
к мелким недостаткам людей. Скромный
человек не придает значения своим поло-
жительным качествам, но считает их для
себя совершенно обязательными. Скром-
ность препятствует самолюбию перерасти
в эгоизм. Следующим понятием, которое
способствует развитию чувства меры, явля-
ется совесть. Совесть как эмоциональная
самооценка личностью своих поступков,
действий, мыслей, образов помогает лич-
ности осуществлять нравственный самокон-
троль, самостоятельно формировать для се-
бя нравственные обязанности, требовать
их выполнения и производить самооценку

совершаемых поступков и умозаключений.
С помощью совести человек проводит
оценку собственных мыслей, поступков,
внутреннего самоконтроля, побуждения
к действию, мотива поступка. Таким обра-
зом, мы видим, что скромность и совесть
препятствуют субъекту проявлять самовос-
хваление, то есть преувеличивать роль сво-
ей любви к себе. При самовосхвалении са-
молюбие перерастает в эгоизм, который
лишает человека чувства меры. Под мерой
в науке понимается органическое единство
качественной и количественной определен-
ности объекта, состоящее в существовании
некоторых границ изменения количества,
за которым изменяется качество. Связь
и единство качества и количества обуслов-
лены природой данного объекта. Моменты
количества очень изменчивы, подвижны.
Качественная определенность объекта со-
храняется до тех пор, пока количественные
изменения не выходят за некоторые преде-
лы, границы, за которыми следует измене-
ние данного качества. Переход количества
в новое качество происходит постепенно.
Потеря чувства меры в человеке ведет
к дальнейшему развитию эгоизма, который
уже преобразуется в тщеславие, честолю-
бие. Тщеславие — нравственное чувство,
проявляющееся как мотив действия, совер-
шаемого ради завоевания славы, привлече-
ния внимания с целью вызвать восхищение
и зависть со стороны окружающих. Когда
подобные мотивы становятся характерны-
ми для повседневного поведения человека,
тщеславие приобретает значение нрав-
ственного качества личности, которое име-
ет индивидуалистический характер. Такой
человек вообще не способен самостоятель-
но оценивать существо своих действий, его
интересует лишь внешний эффект, привле-
кающий внимание окружающих. Тщеславие
человека во многом сходно с честолюбием.
Честолюбие тоже является проявлением
эгоизма в человеке. И выступает как мотив
действия, совершаемого ради достижения
человеком первенства в той или иной об-
ласти деятельности. Но в отличие от тще-
славия, честолюбие связано с жаждой при-
знания со стороны окружающих и желани-
ем приобрести общественное положение,
вес, влияние и связанные с ним почести
и награды. В этом альянсе такие качества,
как самолюбие, самовосхваление, себялю-
бие, амбиции, эгоизм, тщеславие, честолю-
бие переходят в общее понятие «высоко-
мерие». Высокомерие является отрицатель-
ным нравственным качеством, характеризу-
ющимся неуважительно-презрительным,
надменным отношением к другим людям,
связанным с преувеличением своих досто-
инств и себялюбием.
В этом преувеличении, при деформации
чувства меры, человек совершает подмену
сопряженных нравственных понятий «до-
стоинство» и «высокомерие».
Восстановление расчлененных сопря-
женно-нравственных понятий с выявлен-
ной взаимосвязью. Структурный анализ со-
пряженных нравственных понятий показал,
что достоинство и высокомерие в своей
структуре имеют сопряжения в понятиях
самоуважение, самоутверждение, чувство
личного достоинства. Обладая вышеприве-
денными качествами, человек не является
еще сознательным носителем нравственно-
сти. И лишь после того, как у него сформи-
ровалось самолюбие, он делает свой осо-
знанный выбор, который при дальнейшем
повторении в жизнедеятельности человека
формирует из него нравственную или без-
нравственную личность.
Звенит звонок. Профессор объявляет
о том, что лекция закончена.
Студенты встают и начинают выходить
из аудитории.
— Сидоров, ты что–нибудь понял? —
спрашивает девушка у парня, стоящего ря-
дом.
— Что-то уразумел, но не всё, конечно.
— Что-то и я поняла.
— Катя, что конкретно тебе не ясно?
Екатерина Иванова — блондинка с длин-
ными, вьющимися волосами делает глубо-
кий вздох и говорит:
— Вот приду я завтра в подшефный
класс к своим ученикам, посмотрю на их
лица, а как мне определить, кто из них уже
имеет нравственный стержень, а кто нет?
В разговор вмешивается находящаяся
рядом брюнетка:
— Ясно же было сказано, что нравствен-
ным считается человек, у которого есть со-
весть и скромность…
— Это не так было сказано, Наташа, —
замечает Сидоров, — сказано было по-дру-
гому
— Как?
— Сказано было, что скромность и со-
весть ограничивают самолюбие, не дают
ему деформироваться в тщеславие и высо-
комерие. Придают ему меру, что позволяет
человеку обратить себялюбие в достоин-
ство. А человек с достоинством — это уже
нравственный человек.
В этот момент у Сидорова звонит теле-
фон. Он подносит аппарат к уху и слышит
женский голос:
— Здравствуйте, Валерий Сергеевич.
— Здравствуйте.
— Вас беспокоит мама Игоря Бокшан-
ского.
— Слушаю Вас.
— Я хотела поговорить по поводу пред-
стоящей поездки класса на раскопки…
— Это запланированное мероприятие,
утверждённое Министерством образова-
ния…
— Извините, что перебиваю, но нель-
зя ли как–то освободить моего Игоря
от этой поездки? Он у нас очень болезнен-
ный мальчик, легко простужается. Быстро
подхватывает всякую инфекцию… И недав-
но болел. А вы там будете жить в палатках,
мыться холодной водой… — Возникла ко-
роткая пауза, но вскоре голос из телефона
снова заговорил, — если нужно, я органи-
зую медицинскую справку о том, что моему
сыну противопоказаны такие экспедиции? Я
это могу сделать завтра же!?
— Я против такого подхода к делу.
— Почему?
— Хотя бы потому, что Игорю уже четыр-
надцать лет. Переходный возраст — период,
когда человек самоутверждается. И в этот
период нельзя принимать решения за него.
Так сказать, за его спиной! Это может силь-
но задеть самолюбие Игоря.
— Как же тогда быть? Он там определён-
но заболеет!?
— Давайте сделаем так: Вы завтра при-
дёте в школу вместе с сыном, мы втроём об-
судим сложившуюся ситуацию и вместе
примем решение!
На следующий день после уроков Игорь
Бокшанский, его мама и Валерий Сергеевич
Сидоров встретились в школе и стали об-
суждать возникшую проблему.
Разговор начал учитель:
— Твоя мама считает, что тебе не следует
ехать в экспедицию, так как ты не совсем
окреп после перенесённой болезни. Врачи
готовы предоставить соответствующую
справку. Это с одной стороны. С другой сто-
роны, я слышал и неоднократно, как над то-
бой подтрунивают ребята на предмет, того,
что у тебя всегда есть освобождение от всех
субботников, от физкультуры, от поездки
на сбор картофеля и так далее, и тому по-
добное…
Сидоров сделал паузу, посмотрел внима-
тельно на подростка и продолжил:
— Давай сделаем так: ты у нас парень
взрослый и сам можешь принять решение,
ехать тебе в экспедицию или не ехать. Я со-
глашусь с любым твоим решением. Но ре-
шение должно быть твоё! Договорились?
Бокшанский кивнул.
— Тогда у тебя сутки на размышление.
Решишь не ехать, принесёшь медицинскую
справку, будешь освобождён от экспедиции.
Решишь ехать, для тебя всегда будет место
в автобусе.
Впервые Игорю предстояло выбирать
самостоятельно, и поставил его перед выбо-
ром Валерий Сергеевич. Это было сделано
специально, так сказать, педагогический
ход, который, как станет ясно чуть позже,
принёс свои плоды.
После разговора с учителем Игорь заду-
мался, и вечером того же дня он сообщил
родителям, что поедет на раскопки.
В назначенный день Бокшанский с ве-
щами сидел в автобусе, который должен
был отвезти одноклассников на место.
Когда автобус тронулся, Сидоров подсел
к Игорю и спросил:
— Можешь ли ты объяснить, почему при-
нял такое решение?
Бокшанский ненадолго задумался и за-
тем произнёс:
— Я подумал, что если заболею, то Вы же
всё равно отвезёте меня в больницу?
А вдруг не заболею?
— То есть ты решил перехитрить свою
болезнь?
— Я решил поиграть с ней в прятки!
— На языке психологии это называется
преодолевать страх перед болезнью. Ты
встал на путь преодоления страха. — Вале-
рий Сергеевич почесал свой затылок, затем
продолжил, — вооружившись хитростью или
как-то по-другому, но ты вступил в бой.
И чем бы это сражение ни закончилось, по-
сле сегодняшнего дня ты будешь больше
уважать себя!
К вечеру автобус привёз школьников
на место раскопок. Их встретили жители
близлежащей деревни Прохоровки и со-
трудник краеведческого музея Антонов Вла-
димир Фёдорович.
Школьники разбили палаточный горо-
док, разожгли костры, приготовили ужин.
За ужином Валерий Сергеевич предста-
вил Антонова, который рассказал, что вес-
ной 1943 года в этих местах шли упорные
бои с немецко–фашистскими захватчиками.
— Бои шли за Прохоровку, которая нахо-
дится в полукилометре отсюда, — Владимир
Фёдорович указал рукой в сторону дерев-
ни, — в этом лесу и на его опушке полегло
много людей. Кто–то был достойно похоро-
нен, а кто-то нет. К сожалению, мы даже
не знаем фамилии многих из тех, кто защи-
щал Прохоровку, и кто погиб здесь.
Поэтому уже много лет мы ведём поис-
ковые работы, а в этом году пригласили вас
на помощь, так сказать. Завтра с утра разо-
бьём территорию поиска на участки. Каждо-
му из вас будет выделен участок и инстру-
мент. И каждый должен будет внимательно
изучить свой участок на предмет — не оста-
лось ли чего-нибудь в земле после боя.
— А если что-то найдём, надо будет от-
дать вам? — спросил Саша Вавилин.
— Каски, ножи, часы, ордена и медали
можете оставлять себе. Их отдавать не надо.
Но всё найденное обязательно надо пока-
зать мне или Валерию Сергеевичу. А вот ес-
ли попадутся нательные жетоны, документы,
их обязательно следует сдать!
Эта информация порадовала ребят. Каж-
дый из них стал мечтать о том, что найдет
что-то ценное: кортик, часы или же орден….
— Ещё есть вопросы? — спросил Анто-
нов.
— Да! А, ваши родители тут воевали?
— Нет, ребята мой отец воевал под Вязь-
мой. А, тут погибли родители жены.
— А, под Вязьмой тоже раскопки ведут?
— Да, ещё как! Там была огромная и же-
стокая битва. «Вяземский котел» в 41 году,
окружённые войска Красной армии не про-
пустили верхмат и тем самым спасли Моск-
ву, но потери там были катастрофическими.
Жетоны находят в течение 20 лет, каждый
год по 300—500 человек. В плен было взято
600 человек. Многие там и кончили свои
жизни. Самое страшное это было попасть
в плен. Задача немецкого плана «Тайфун»
была уничтожение живой части армии.
Потому, попавших в плен не кормили,
при попытках поесть выкопанной с поля сы-
рой картошки, по дороге открывали пуле-
метный огонь.
Раненных не лечили, перевязок не дела-
ли. Выдавали два бинта в день на 160 чело-
век. Воды давали столовую ложку тяжело
раненным. Мертвых и тяжело раненных
складывали штабелями возле лагеря, всех
вместе.
Те, кто не попал в плен, тоже жил
не сладко. Голод, недостаток медикаментов,
перевязочных материалов, ожесточенные
бои, часто в неравных условиях. Оружия
не хватало и солдатам выдавали ружья пер-
вой мировой войны, ржавые винтовки, ко-
торыми можно было пользоваться только,
как штыком. И даже ружья Петровской эпо-
хи, тоже конечно не рабочие. Немецкие же
солдаты были хорошо оснащены.
В общем, война это страшное дело ребя-
та…
В Прохоровке, события были меньшего
масштаба, но не менее жестокими.
А, сейчас всем приятного аппетита
и удачного улова в раскопках.
И действительно уже через день была
найдена немецкая каска, а через два дня
нашли неразорвавшийся снаряд.
Срочно были вызваны сапёры, которые
обезвредили снаряд.
Ещё через день полил дождь, который
не прекратился и ночью.
Бокшанский раскашлялся. Это заметил
Валерий Сергеевич и попросил Антонова от-
везти мальчика в деревню, с тем, чтобы
пристроить его в отапливаемое помещение.
Антонов выполнил просьбу и поселил
Игоря к восьмидесяти восьмилетнему ста-
рику Кириллу.
Стрельников Кирилл Александрович жил
на самом краю Прохоровки особняком, сам
себя обслуживал — готовил и приносил
из колодца воду, топил печь.
Правда, на другом конце деревни жил
его сын Василий, невестка Таня и двое вну-
ков, Олег и Паша, которые давно звали деда
жить в их доме, однако Кирилл Александро-
вич предпочитал жить отдельно.
Антонов попросил принять мальчика
на несколько дней, и Кирилл Александро-
вич согласился. Игоря он принял с радо-
стью, определил ему место на печке, накор-
мил овсяной кашей и угостил малиновым
вареньем.
За ужином они разговорились, и старик
расспросил о том, что Бокшанский делает
в их краях?
Игорь с удовольствием рассказал о цели
приезда, о раскопках и о том, как были най-
дены каска и неразорвавшийся снаряд. За-
кончил он свой рассказ словами: — Ско-
рей бы дождь закончился, так не терпится
снова копать!
— А как вы копаете? Лопатами? Или пре-
жде аппаратом смотрите? –поинтересовал-
ся старик.
— Нам дали длинные жгуты, которые мы
втыкаем в землю. Если прут во что-то упрет-
ся, то копаем лопатой.
— А аппарата нет?
— Металлоискатель есть, но он один. Им
пользуются только Валерий Сергеевич
и Владимир Фёдорович…
На третий день дождь, вроде бы, стих,
и Игорь решил сам отправиться в лагерь,
но на половине пути дождь снова полил.
Игорь спрятался под дуб и стал пережи-
дать. Ждать пришлось долго, и пока он
ждал, со скуки стал разглядывать окрестно-
сти.
Взгляд его упал на овраг, у которого
от дождя обвалился край и обнажились кор-
ни деревьев, представлявших собой что-то
загадочно — переплетённое, фантастичное,
наподобие клубка змей.
Сквозь корни глубоко в глине Бокшан-
ский разглядел что-то похожее на колеса.
Три спицы и часть обода четко проглядыва-
лись, всё остальное было скрыто водой
и глиной.
Дождавшись, когда капли с неба станут
более редкими, Игорь подошёл к колесу
и дёрнул его. Однако колесо сидело глубо-
ко, и попытка оказалась безуспешной. Уда-
лось лишь чуточку приподнять его. Обна-
жилось крепление к рулю. На креплении
показались какие-то буквы и цифры. Бок-
шанский вытащил из кармана перочинный
ножик, поскоблил крепление и прочёл:
«BMW –R-24».
«Так это колесо от БМВ», — мелькнуло
в голове у Игоря.
— Вот это да! — воскликнул он и побе-
жал в лагерь.
В лагере Бокшанский заходит в палатку
Спиридонова, рассказывает о находке,
и просит учителя дать кирку, чтобы извлечь
находку.
— Может, там целый мотоцикл? — воз-
буждённо говорит Бокшанский.
Валерий Сергеевич улыбается, щупает
голову Игоря и говорит:
— Ты же совсем мокрый? А дождь полил
сильнее! Снова захвораешь, что тогда я ска-
жу твоей маме? Давай отложим это дело
до завтра?
Бокшанский, нехотя, соглашается.
Разговор этот совершенно случайно слы-
шит один из учеников, находящийся в это
время возле палатки учителя.
Бокшанский покидает учителя в полной
уверенности, что завтра находка будет в его
руках.
Однако, как говорят: «Человек предпо-
лагает, а Бог располагает».
На следующий день в восемь утра Саша
Вавилин прикатывает в лагерь мотоцикл
BMWR-24.
— Смотрите, что я откопал! — громко
восклицает он. Вокруг Саши и мотоцикла
собираются школьники.
Видит мотоцикл и Игорь. Первые
несколько секунд он не понимает, что про-
исходит.
«Не может же такого быть, что бы и он,
и Вавилин почти одновременно нашли
по мотоциклу BMW?» — подумалось Бок-
шанскому.
Но вглядевшись в крепление, Игорь уви-
дел следы от своего перочинного ножика,
которым расчищал буквы.
— Это моя находка! — воскликнул Игорь
и кинулся с кулаками на Вавилина.
Тот отшвырнул Игоря. Бокшанский упал.
Поднялся и снова кинулся на противника.
Завязалась драка.
В это время появляется Сидоров.
Ребята разнимают дерущихся. Мотоцикл
относится в палатку учителя.
Валерий Сергеевич собирает общее со-
брание.
На собрании Сидоров попросил Вавили-
на и Бокшанского объяснить своё поведе-
ние.
Вавилин рассказал, что утром вышел по-
гулять и набрёл на мотоцикл.
— Неправда! — воскликнул Бокшан-
ский, — я ещё вчера видел этот мотоцикл
в овраге. И ещё вчера рассказал это Вам! —
он указал рукой на учителя.
— Я не отрицаю, что ты мне это гово-
рил, — подтвердил Сидоров, — но дай дого-
ворить Саше до конца?!
Вавилин продолжил: — Он его видел
и не взял. А я откопал, значит, мото-
цикл мой!
— Чей мотоцикл, будет решать коллек-
тив! — возразил Валерий Сергеевич, затем
он обратился к ученикам:
— Кто хочет высказаться по случившему-
ся инциденту?
— С утра лил дождь. Чего это ты вдруг
попёрся гулять? Да, ещё один? Да ещё
в семь утра?
— Захотелось погулять. Хочешь, верь, хо-
чешь не верь!
— Вот я и не верю.
— И не верь!
— И не верю!
Сидоров поднял руку и прервал пере-
палку.
— Мы собрались здесь не для того, что-
бы ругаться. А для того, чтобы принять ре-
шение, — сказал учитель и продолжил, —
решение по поводу мотоцикла. Решать бу-
дем голосованием. Итак, у нас два претен-
дента на находку: Бокшанский и Вавилин.
Кто за то, чтобы мотоцикл достался Бокшан-
скому, поднимите руку.
Все присутствующие, кроме Саши Вави-
лина подняли руку.
Сидоров обратился к Вавилину:
— Это решение коллектива. Прошу тебя
уважать его и ни на кого не злиться.
Ребята стали поздравлять Игоря.
Однако, на этом история с мотоциклом
не закончилась. После собрания Бокшан-
скому стали поступать разные предложения.
Подошёл Владик Шабанов и сказал, что
у него брат чинит мотоциклы. Он посовето-
вал отремонтировать машину, а затем про-
дать, как раритет.
Даша посоветовала сфотографировать
находку на мобильник, сфотографировать
место, где мотоцикл был найден, и сразу
выставить его на продажу в интернете, что
Игорь и сделал.
Вскоре посыпались звонки от любителей
раритетов.
Люди спрашивали цену, но Игорь ока-
зался не готов к этому простому вопросу.
Поняв это, покупатели сами стали ее на-
значать.
Один предложил тридцать тысяч. Игорь
обещал подумать.
Через день ему предлагали шестьдесят,
а через два цена дошла до ста тысяч.
Последний покупатель оказался настой-
чивее других, и на фразу Бокшанского: «Я
подумаю…», спросил, сколько времени тре-
буется на раздумье.
Игорь пообещал, что будет думать
три дня.
И именно за эти три дня произошли со-
бытия, которые сильно повлияли на Игоря,
которые заставили его изменить своё отно-
шение к деньгам.
Как-то с утра в лагерь пришёл дед Ки-
рилл, пришёл не один, а в сопровождении
внука Павла. Он обратился к Сидорову с во-
просом:
— Мне передали, что вы здесь мотоцикл
немецкий нашли?
Сидоров кивнул в знак согласия.
— Я хочу купить этот мотоцикл, — гово-
рит старик.
Учитель велит позвать Бокшанского.
Вскоре в палатке появляется Игорь.
Он узнаёт деда Кирилла, и старик узнаёт
своего постояльца. Они, улыбаясь друг дру-
гу, здороваются.
— Вот хозяин мотоцикла, с ним и дого-
варивайтесь, — говорит Сидоров, указывая
рукой на Бокшанского.
— Этого хлопца я знаю. Он малиновое
варенье любит, — произносит дед, похлопы-
вая Бокшанского по плечу. Затем, обраща-
ясь к Игорю, говорит:
— Игорёша, я хочу купить твой мото-
цикл, — после этих слов, он вынимает
из кармана десять тысяч рублей и кладёт
на стол.
Бокшанский меняется в лице.
Дует ветер, купюры слетают со стола.
Сидоров поднимет их и кладёт на место.
— Что же ты денег не берёшь? — спра-
шивает дед Кирилл.
— Я не могу Вам продать мотоцикл, —
выдавливает из себя Игорь.
— Почему?
Образуется пауза. Игорь тянет с ответом.
За него отвечает Валерий Сергеевич.
— Он уже имеет предложения от других
покупателей, и ему предлагают больше.
— Ах, дело в деньгах? Так я добавлю.
Стрельников кладёт на стол ещё десять
тысяч.
— Извините, я не могу продать, — гово-
рит Бокшанский и выбегает из палатки.
— Что с ним? — спрашивает старик у Си-
дорова.
— Папаша, ему предлагают намного
больше, чем Вы даёте, — объясняет Валерий
Сергеевич, — в несколько раз больше!
— Сколько же ему предлагают?
— Сто тысяч.
Стрельников хватается за сердце. Ему
плохо.
Внук Павел достаёт таблетки. Сидоров
приносит воды.
Старик глотает таблетки и запивает их
водой.
Отдышавшись, он говорит:
— Я достану сто тысяч. Я продам дом…
Уговорите Игоря сохранить мотоцикл для
меня. Он ведь хороший мальчик?
— Обещаю, Кирилл Александрович, —
говорит учитель.
Старик поднимается с места и вместе
с внуком выходит из палатки.
Выйдя из палатки, Павел спрашивает
у деда:
— Дался тебе этот мотоцикл? Ты дей-
ствительно собираешься поменять дом
на какой-то старый мотоцикл?
— Собираюсь.
— Ты совсем сбрендил? Дом поменять
на мотоцикл?
— Это не твоё дело! Дом мой. Что хочу,
то и делаю…
Сидоров идёт в палатку Бокшанского,
застаёт его там и спрашивает:
— Я понимаю, почему ты не продал мо-
тоцикл Кириллу Александровичу, тебе
по интернету предложили больше. А мо-
жешь объяснить, зачем тебе деньги?
— Хочу на Гоа поехать. Сёрфингом за-
няться.
— И тогда ты будешь выглядеть крутым?
Ведь так?
Игорь ничего не ответил.
— Когда ты должен отдать мотоцикл?
— Через три дня.
— Кирилл Александрович соберёт сто
тысяч, только он просил подождать немно-
го… Не мог бы ты уважить пожилого челове-
ка…
— Сколько ждать?
— Он продаёт дом, как продаст, так и за-
платит.
— Я больше недели ждать не буду.
— Подумай, как следует. Не надо утвер-
ждаться на старом человеке, у которого ты
жил, у которого ты вылечился, который кор-
мил тебя… Он после твоего отказа за серд-
це схватился. Еле откачали. Если он из-за
тебя дубу даст, ты это долго будешь пом-
нить. Уважать себя перестанешь!
Прошла неделя. Никаких вестей от ста-
рика не было.
Покупатель, который нашёлся по интер-
нету, звонил ежедневно и готов был прие-
хать с деньгами.
Игорь не знал, что делать. В его голове
сидели слова учителя, с одной стороны,
а с другой стороны, ему побыстрее хотелось
получить деньги.
Подумав, он решил сходить в деревню
и узнать, как там обстоят дела?
Дошёл быстро, и дом сразу нашёл.
На стук в калитку дверь отварил внук
старика Павел. Он узнал Игоря.
— Здравствуйте, я по поводу мотоцик-
ла… Хотел узнать Ваш дедушка будет поку-
пать или нет?
— Дедушка умер. Уже три дня, как почил.
А мотоцикл купим, это было его последнее
желание, и мы на семейном совете решили,
что соберём деньги, продадим дом и испол-
ним последнюю волю усопшего….У нас сей-
час поминки, Вы пройдите в избу, помяните
дедушку, — сказал Павел и завёл Игоря
в избу.
В комнате стоял накрытый стол, за кото-
рым сидели гости.
Бокшанскому выделили место и налили
стопочку.
Так нежданно –негаданно он оказался
среди пьющих людей, и сам должен был вы-
пивать время от времени. К спиртному
Игорь не привык, и алкоголь на него подей-
ствовал.
Сосед справа взял слово и сказал:
— Кирилл Александрович хотел продать
мне этот дом. А я затянул с деньгами. Коле-
бался брать, не брать. Цену хотел сбить.
В общем, помотал ему нервы, думаю, от это-
го он и помер!
У говорящего появились слёзы на гла-
зах. Он поднял стопку и произнёс:
— Прости меня, Кирилл Александрович!
Говорящий выпил. За ним выпили все.
Выпил и Бокшанский.
Спиртное снова ударило в голову.
Павел разлил водку по опустевшим стоп-
кам.
Неожиданно для себя, Игорь взял стопку.
Поднялся с места и сказал:
— Кирилл Александрович хотел купить
у меня мотоцикл. Я в этом доме гостил, ел,
пил, лечился. И теперь хочу подарить мой
мотоцикл этому дому!
Сказал он эти слова и выбежал из избы.
Бежал Игорь долго, противоречивые
чувства переполняли подростка.
С одной стороны, ему было жалко мото-
цикл, жалко потерять сто тысяч, с другой
стороны, он понимал, что сделал что-то бла-
городное, доброе. На душе было радостно.
Оказавшись в лагере, он взял мотоцикл
и сразу потащил его в Прохоровку.
По дороге повстречался учитель. Он
спросил:
— Куда мотоцикл тащишь?
— В Прохоровку.
Учитель улыбнулся и сказал:
— Спасибо, что слово сдержал!
В доме ещё поминали старика, когда
Игорь вкатил мотоцикл во двор.
Он вручил его Павлу со словами:
— Денег не надо.
Павел ничего не успел ответить, как
Игорь убежал.
В семействе Стрельниковых никогда
не понимали, зачем деду такая рухлядь. Ду-
мали, что на старости лет у него крыша по-
ехала. И он сам не знает, что делает.
Однако, это было не так. Старик был
в своём уме и действовал разумно.
И выяснилось это вот каким образом.
При детальном исследовании раритета под
бензобаком нашли металлическую коробоч-
ку из-под папирос, что–то типа портсигара.
где лежали фотографии и документы.
На фотографиях был семнадцатилетний
Кирилл в обнимку с немецкой медицинской
сестрой.
Оказывается, у Кирилла Александрови-
ча во время войны был роман с немецкой
девушкой, которая была санитаркой
в немецком госпитале, расквартированном
в Прохоровке. При наступлении войск
Красной Армии, она на мотоцикле уехала
из Прохоровки, но мотоцикл был расстре-
лян.
Кирилл Александрович, будучи в развед-
ке, получил задание, узнать сколько народу
фрицев в местном немецком госпитале, под
Псковом.
Он пробирался туда ранним утром, ча-
сов в 7 утра, через близлежащий лес. Он
был хорошим разведчиком, умел проби-
раться бесшумно.
Лес был смешанный, пахло подгнившей
листвой и елью, был сентябрь, осень уже
чувствовалась, но была ещё теплынь.
— Эх… сейчас бы мирное время… Шаш-
лычку бы… гитару… костер. — думал про се-
бя Кирилл.
Вдруг, он замер! Услышав, плеск в ре-
чушке, что была неподалеку.
Подобравшись ближе, к шуму воды, он
стал наблюдать.
Молодая девушка в одной юбке и в ниж-
ней сорочке, на подмостках стирала белье.
Белокурая, очень красивая, с аппетитной
женственной фигуркой. Кирилл загляделся.
Белья было много, а он все смотрел
и на нее.
Девушка старательно стирала и полоска-
ла. Выжимала белье и складывала в корзи-
ну. Наконец она собралась уходить, тут ее
окликнул немец:
— Анна! — засмеялся и что-то, сказал ей
по-немецки. Она тоже ответила ему сухо,
по-немецки.
— Немка…, — прошептал одними губами
семнадцатилетний Кирилл.
Очень она была хороша.
Не встречал он таких. Невесту до войны
он себе не успел найти. А, любви хотелось,
конечно. Война или нет.
Анна и немец, вроде бы ушли, она вру-
чила ему корзину с мокрым бельем, но что-
то сказала и вернулась, при чем не просто
вернулась, а направилась прямиком в лесок,
где сидел Киррил.
— засекла… — пронеслось у него в го-
лове.
Сердце его колотилось, он закрыл голову
руками и лежал не колыхаясь, в ожидании
своей участи.
Но, ничего не происходило.
Он открыл глаза и увидел, что девушка
вовсе не к нему пришла, а по малой нужде.
Но, под ним предательски хрустнула вет-
ка. Он, быстро успел схватить Анну и зажать
ей рот, одной рукой.
— Тихо, пожалуйста! Анна! Не выдавай
меня прошу! Знаю, что глупость… Но, ты та-
кая красивая… Мне кажется, что ты хоро-
шая.. Я сердцем чую. — Анна, в ответ ничего
не сказала, глаза ее были округлившимися,
она была жутко напугана.
Кирилл отпустил ее осторожно, на свой
страх и риск. Анна застыла и смотрела
на него своими огромными голубыми гла-
зами.
— Нъет, нъет, ничьего не скажу. Не ска-
жу. — шептала она. Кирилл ей тоже явно по-
нравился. Она вышла из леска, перекину-
лась парой слов с немцем и они удалились.
Киррил, ещё немного подождал, понял,
что его не сдали и двинулся в лагерь. Нем-
цев он так и не сосчитал тогда, предположи-
тельно, по величине госпиталя человек три-
ста там умещалось.
Позже этот немецкий отряд разбили по-
чти весь, лишь несколько человек из него
сбежали. Прошло ещё время.
На передовой Кирилла ранили. И до-
вольно сильно. Из своих рядом никого
не оказалось, вокруг все взрывалось, вы-
браться из окопы он не мог. Вдруг какая-то
изящная фигурка, спрыгнула вниз, к нему,
быстро перевязала плечо и бок и на себе
перетащила в другую окопу.
Когда Кирилл открыл глаза он обомлел,
перед ним была Анна.
— Ты меня второй раз спасаешь…
— Тихо-тихо, — только шептала она и пе-
ревязывала его.
— Я, знаю что ты Анна, я запомнил, ещё
там в лесу… А, я Кирилл. Ты очень краси-
вая…
— Ти тоже… — она улыбнулась.
Как только Анна спасла его, вытащив,
и перевязала, она поцеловала его в лоб
и скрылась.
Прошло несколько недель, и они снова
случайно встретились. Они забрались в за-
брошенное зернохранилище, провели там
несколько часов, которые Кирилл помнил
до конца своих лет.
Дальше произошло ещё несколько
встреч, одна из них произошла, снова
неожиданно когда Кирилл был на посту,
на страже в лагере, Анна вынырнула из тем-
ноты.
— Кирилл! — она бросилась к нему. Они
обнялись.
— Аня?! Ты что?! Ты зачем прибежала?!
Могут наши подняться!
— Меня перэводят в другой отрад..Зав-
тра на рассвете я уеду.
— А, как ты добралась?
— На мото.
В этот момент вышел из лагеря близкий
товарищ Кирилла. По счастью обоих. Ес-
ли бы это был кто-то другой им сильно бы
не повезло.
Разговорились.
Товарищ Кирилла увлекался фотографи-
ей. Он уже сделал несколько памятных фото
своих однополчан. Все проявители были
у него с собой, некоторые высылали фото
домой, на память женам и детям.
В ту самую ночь, он сделал фото Анны
и Кирилла на память. Позже тайком про-
явил.
Не смотря на то, что Анна была переве-
дена в другой отряд, через некоторое вре-
мя, они снова встретились с Кириллом.
Она попросила их фото на память. На-
чался бой и Анна вынуждена была уезжать,
они жарко и быстро поцеловались и Кирилл
ещё долго чувствовал вкус ее губ.
Это была их последняя встреча. Анна
не доехала до своего лагеря, мотоцикл рас-
стреляли, Анна погибла, а Кирилл, зная, что
в мотоцикле остались фото не искал их, бо-
ясь попасть под трибунал.
Никому и никогда он об этом не расска-
зывал.
Старик хотел это скрыть и поэтому стре-
мился получить мотоцикл с фотографиями.
Как только родственники Кирилла это
поняли, они оставили фотографии себе,
а мотоцикл вернули Бокшанскому.
Привезли его на машине в лагерь. Вру-
чили Игорю со словами:
— Мы такой подарок принять не можем!
Школьники и учитель ахнули.
Они не знали, что Игорь подарил мото-
цикл.
Учитель похлопал Бокшанского по плечу
и сказал:
— Ты стал достойным человеком. Я гор-
жусь тобой!

 

Уран хүн

Поделиться:

Автор:

comments powered by HyperComments