03 марта 2021, 05:29

Хаахиргаан дуун. Обрядовая песня западных бурят.

Эхирэд буряадуудай “Хаахирган дуун” Из собрания Д.С Дугарова

Обрядовая (Призывная) песня  иркутских бурят рода эхирит.

 

Запевала: А—ээ,э-ээ, Һарын гараһан газартуу даа

Хор: А-ээ, э-ээ Һарын гараһаг газарта

З: А-ээ, э-ээ Һаадаг номон дэлин байнал даа.

Х: А-ээ, э-ээ, Һаадаг номон дэлин байнал гэшүү даа.

З: А-оо, о-оо. Һайн үбгэүү ороһон гэрэтүү даа

Х: А-ээ, а-ээ. Һайн һабашын ороһон гэрэтүү гэшүү даа

З: А-ээ. Һаба һуулгань нэмэн байнал даа

Х: А-оо Һаба һуулгань нэмэн байнал.

ХЗ: А-а-а-ээ, а,ээ, Ай дон зүхы-э дэлюу даа-ой.

З: А-ээ,а-ээ, Түхэреэн дальтай бүрэгэд хьим даа

Х: А-ээ, а-ээ, Түхэреэн дальтай бүрэгэд-э хьим даа

З: А-оо, а-оо, Тооем голдо (н) элин байнал даа

Х: А-ээ, Тооем голдо (н) элин байнал даа.

З: А—ээ, э-ээ, Тооем ехэ үбгэд хьим даа-оо

Х: А-оо, тооем ехэ ехэ үбгэд гэшүү даа

З: А-ээ,а-,а-э, Тогтоол ёһоо барин байнал даа

Х: А-ээ, Тогтоол ёһо барин байнуу гээшүү даа.

ХЗ: А-ээ, ээ, а-э, ай дон зүхы дэлүү даа

 

З: А-ээ, а-ээ.Со стороны восхода луны,

Х: А-ээ. Со стороны восхода луны

З: А-ээ, а-ээ. Лук со стрелою туго натянут,

 

Х: А-ээ, а-ээ. Лук со стрелою туго натянут,

З: А-оо, о-оо. В юртах, которые посетили уважаемые старцы,

Х: А-ээ, а-ээ. В юртах, которые посетили уважаемые виночерпии,

З: А-ээ. Молочная пища прибавляется,

Х: А-оо. Молочная пища прибавляется

ХЗ: А-а-а-ээ, а-ээ.Аай дон зухы дэлюу даа

З: А-ээ, а-ээ. Орел с округлыми крыльями

Х: А-ээ. Орел с округлыми крыльями

З: А-оо, о-оо. Над рекой Тоока парит,

Х: А-ээ. Над долиной Тоока парит,

З: А-ээ, а-ээ. Великие предки, старцы, Тоока,

Х: А-оо. Великие предки старцы Тоока,

З: А-ээ, а-ээ. Обычаи старину крепко соблюдают,

Х: А-ээ. Обычаи старину крепко соблюдают.

ХЗ: А-ээ, а-ээ, а-э. Ай дон зүхы дэлюу даа.

 

Отрывок из статьи бурятского ученого Дугарова Даши-Нимы Санжиевича «Напевы бурятских улигеров»

Д.С. Дугаров: «…Очень протяжно у эхиритов исполняется только один единственный жанр “Хаахиргаан дуун” (Призывная песня) Такая песня была записана нами летом 1966 года во время фольклорной экспедиции к западным бурятам. Название песенного жанра происходит от слова «хаахирха» (Звать, призыва) « Хаахирган дуун» имеет еще второе название  Зэргын дуун ( песня рядов) Последнее название происходит от древнего обычая бурят выстраивать певцов, поющих ритуальные песни, в ряд.

 

Мои певцы были очень стары. Поэтому, они сели на стулья плечом к плечу, крепко сжимая руки ладонями опущенных рук. Пели громко и протяжно , слегка покачивась. Песню начинал запевала. Им оказался Прокопий Андреевич Андреев, 1901 г. р., одноулусник сказителя Буры Барнакова, один из немногих оставшихся в живых знатоков традиционной эхирит-булагатской протяжной песни.

Вторили ему П.В Савинов, 1898гр., В.В Савинов, 1888г.р, Б.Т.Марков, 1891г.р.

Каждая строка начинается с типового призывного рефрена: «А-ээ», или «А-оо », который является вариантом рефрена призывных и прощальных песен «Гэсэра». Только здесь он потерял интервокальный й, и тогда рефрен звучал «Ай-йээ», или («Ай-йоо»)

Запевала начинал каждую стоку с ее рефрена и, допев до конца строку, умолкал. Хор подхватывал на последних нотах строки и вторил ему. В такой последовательности исполняется все четверостишие, которое в целом завершается призывом: «Аа-а-ээ, а-ээ, ай дон зүхы дэлюу даа-аой». Припев исполняется запевалой и хором вместе. В такие моменты наложения голосов на голос запевалы образуется гетерофонное многоголосие. Его элементы обнаруживаются и в хоровой структуре, которая, однако, трудно поддается нотировке из-за некачественной магнитограммы.

Песня записана в тех же местах, где была записана запись «Гэсэра» Ц.Ж. Жамсарано от М. Имегенова, так же запись песен Б. Бурлаева, на той же речке Ходонсо. Она очень близка к лирической песне Б.Бурлаева и к его «Прощальной песне» из эпоса «Айдуурай Мэргэн»…

Доктор исторических наук, профессор Дашинима Санжиевич Дугаров Заслуженный работник культуры РФ (1995).

Заслуженный работник культуры Республики Бурятия (1980). Ведущий научный сотрудник отдела литературоведения, искусствоведения и фольклористики Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН (г. Улан-Удэ) с 2000 г.

Кандидат искусствоведения (1969)

Доктор исторических наук (1992): Тема: «Исторические корни белого шаманства. На материале обрядового фольклора бурят.»

Дугарову принадлежит множество трудов по изучению бурятского музыкального фольклора, он — участник  ряда фольклорных экспедиций в различные районы республики, многие собранные им материалы расшифрованы и опубликованы. На основании коллекций Дугаровым подготовлены статьи и мнографии.

В круг фольклорных интересов попали области Горного Алтая, Тувы, Якутии, Хакасии. Монголии, что дало почву для сравнения бурятской песенности и песенностью других народов.

Профессор кафедры этнографии и фольклора Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (с 1992).

Член Союзов композиторов СССР и РФ.

Более 30 лет занимался научной деятельностью в секторе искусствоведения Института общественных наук СО АН СССР (1960–1992). Член Международной организации «Европейский семинар по этномузыкологии» (ESEM) с 1989 г.

По его инициативе при кафедре фольклора Института культуры (ныне ВСГАКиИ) были открыты этнологическое отделение (1994), а затем диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по этнологии и фольклору, председателем которого до его закрытия в 2001 г. он был.

Лауреат государственной премии Республики Бурятия (1996). Заслуженный ветеран Сибирского отделения АН СССР.

Уран хүн

зураг: А. Мантатов

Поделиться:

Автор:

comments powered by HyperComments