27 декабря 2017, 12:19

Жили люди…Последний из могикан.., улигершин Бура Барнаков( 1884-1966)

Бура Барнаков (1884—1966) — улигершин, бурятский сказитель улигеров.

Бура Варнаков родился в 1882 году в урочище Терни, улус Тэрэнги. недалеко от села Харбатово Качугского района Иркутской области.

Бура Варнаков вырос среди знатоков улигеров.

Его отец хорошо знал улигеры и передал их своему сыну.

Впервые о Барнакове как о сказителе узнал известный собиратель устного народного творчества бурят Сергей Петрович Балдаев. В 1960 году, будучи в командировке в Качугском районе, он заехал в улус Токто (на границе Качугского и Баяндаевского районов) и узнал о сказителе.

С 30-х годов Бура Барнаков перестал исполнять улигеры, так как молодежь перестала его слушать, да и многие считали, что исполнение улигеров — дело не стоящее, даже чуть ли не реакционное, уводящее в старый, мир. И только благодаря настойчивости и умелому подходу С. П. Балдаева сказитель «раскрылся”

Открытие этого последнего из могикан — бурятских сказителей — обрадовало ученых.

В 1962 году собиратель и исследователь бурятского фольклора Михаил Хомонов поехал к нему в Баяндаевский район.

Михаилу Хомонову удалось записать три улигера, а в следующую поездку, в 1963 году, — еще три. Таким образом, за две поездки к сказителю Барнакову Хомоновым было записано шесть улигеров (средней длины): «Нарин Хузун Гулдумэй» («Тонкошеий Гулдумэй»), «Гургулдай», «Найтал Мэргэн», «Тоолен», «Эрбел Мэргэн», «Три дочери Урбона».

В общей же сложности все записанные улигеры составляют 10 000 стихотворных строк. Эти записи представляют ценный материал: записан живой голос исполнителя улигеров, который не говорил, а пел, как пели прежние сказители.

Бура Барнаков до старости сохранил ясную память: он знал свою родословную до тринадцатого колена.

Он остается последним исполнителем улигеров, сохранившим старинные певческие традиции.

Его пение отличается речитативностью, своеобразной напевностью, напоминающей шаманские песнопения. Во время исполнения улигера сказитель не делал продолжительных пауз, он прерывал пение на час-полтора, чтобы попить воды, покурить и т. п.

Несмотря на устоявшуюся традицию сохранения старины, некоторые сказители вводили в них новые понятия, характерные для более близкого к нашему времени.

Так, Бура Варнаков вводит (единственный из всех сказителей) в улигер ламу, что совершенно не характерно для улигеров западных бурят. Это объясняется тем, что еще в дореволюционное время недалеко от родных мест улигершина был построен дацан. Хотя ламская вера не прижилась среди местных крестьян, лама остался в лексиконе сказителя.

 Для улигеров Буры Барнакова характерна гиперболизация, что свойственно вообще эхирит-булагатским улигерам. Так, батор один уничтожает полчища недругов, едет на встречу с неприятелем несколько лет (хотя неприятелем зачастую является соседний хан), легко преодолевая самые невероятные препятствия. Герой всегда изображен с большой симпатией, образ его не только гиперболизирован, но и поэтизирован…

“отрывок из улигера 

«Нарийн хүзүү Гүлдэмэй” 

Нарин хүзүүн Гүлдэмэй

Нашин хүбүүн шаньюудай

Хаанииш түлөө болохо

Ха (h)а hуухама-гэжэ

Хатуиши ехэ түхөө

<Ха (h)а түрхэм >>,- гэжэ (н)

Түхөөрэжэ байбал даа.

Гэжэ ханай хэлхэдэн

Хоhон сагаан hорибоор

Хонсинсоро тоншижо

Үлдээлэжэ гаргаба

Харайжахан (н) ошоо

Малагаара шиниин бодожо,

Хаан хүнии бодооноор,

Хараасагайн унтаанаар

Одёрожо хэлэбэ

<<Нарин хүзүү Гүлдэмэй

Нашин хүбүүн шаньюудай

Туха үбээ түхөөржэ

Туха үбээ дольёожо

Байнуу гээшүү гэбүү даа.

Хаанин түлөө

,,Хаа hуухам”,-гэжэ

Хатуу ехэ түхөө

,,Хатуу түрхэм”,-гэжэ

Түхөөрэжэ байбал >>.

Иижэ ханай хэлэбэ.

Хулhан сагаан hорьбоороо

Хонтеносо тоншижо

Үлдээлэжэ гаргабал.

Тэрэнь,гурбадахяа оржоржо

Баhаал ханай оржоржо

Мэндээ үбээ хэлэбэ:

<< Дуулаhанаа хэлэхэм,

Ойлгоhоноо зугаалнам>>,

Гэжэ ханай хэлэхэдэн

Хаан бабай гээшүү даа:

<< Найдаhан хүбүүмни,

Этигэhэн хүбүүмни,

Юундэ тиижэ байхыймааб ? >>

Өөдөө ханай хаража

Энээгээшэн болобо,

Уруугашаа хаража

Уядажа hуубал даа.

Тэрэханай hуухадаа

Хэлээ бүтэ юүмый даа:

<< Энэ лэ нашин хүбүүеы

Хайшан гэхэ бэлэй даа?

Энээнии манай дархыйма,

Үбээ дэли байнал даа>>.

Гэжэ ханай хэлэбэ.

Тиихэдэнь,Алтан Хара Ногоохон

Хэлээ бүтэ юумый даа:

<< Шанха зүүн урда биедэ,

Нажарайханай наранай

Гараха дүлэн доро даа,

Нажарайханай нарани

Орохо толон доро,

Гушан гурбан еллээ бэшэн саануу

Байгаа ханай юмый даа:

Түхүрөөн Богдо Хаан гээшэл байдал даа:

Айха хатуу толгойтой,

Сэбэр хатуу сээжэтэй

Хүн гээшэн байнал даа.

Арбан хараан болохо

Түмэр хара байшантай,

Түмэр хара хүрээтэй

hайхан хаан гээшэ юумал даа>>

http://docplayer.ru/38956714-Udk-398-1-571-54-d-a-burchina-ehirit-bulagatskie-epicheskie-tradicii-v-uligerah-buury-barnakova.html

Уран хүн

Поделиться:

Автор:

comments powered by HyperComments