06 марта 2018, 03:36
Жили люди… Великий сказочник Аполлон Тороев
ТОРОЕВ АПОЛЛОН АНДРЕЕВИЧ
(1893 – 1982)
Мне родные песни дороги до слез …
Из-за песен и ради них стоит жить на белом свете …
А.Тороев
Аполлон Андреевич Тороев родился в улусе Шунта Боханского района 14 декабря 1893 года, в многодетной семье батрака готольского рода племени булагат, состоявшей из 13 человек. Нужда и лишения, тяжелый крестьянский труд, повседневный и привычный с ранних лет, не являлись помехой развитию удивительного искусства устного словотворчества не только в семье Тороевых, но и у многих его сородичей, бережно передававших из поколения в поколение уникальные фольклорные традиции, содержавшие многовековую народную память, его мудрость, духовную силу. Род Тороевых был богат талантливыми сказителями. Признанными сказителями не только в улусе Шунта, но и далеко за его пределами были его дед Торой Соронов, прадед Хадай. Многое перенял А.Тороев от улигершина Сысермана, сказочницы Бану, от своей бабушки Шаргал Шаралдаевны Янгутовой, она была мастерицей петь песни, рассказывать легенды, сказки, пословицы и поговорки. Она знала улигеры «Гэсэр», «Шандаабал Мэргэн», «Ута Сагаан батор», сказание о Шоно-Баторе, в ее репертуаре было свыше двадцати сказок.
В 17 лет лишившись зрения, Тороев продолжал батрачить у зажиточного сородича. Слепой батрак молотил зерно, таскал на себе мешки хлеба, трудился на мельнице. Гнул спину, мозолил руки.
Только в песнях и улигерах сказитель находил утешение. А песни и улигеры с тех пор, как он ослеп, стали его стихией – слепота не убила в нем любовь к жизни, жажду деятельности. Тороев стал с особым вниманием учиться сказительскому «делу». Он становится известен в Шунте и близлежащих улусах как сказитель. С каждым месяцем и годом увеличивалось число его слушателей: бывало так, что к нему даже специально приезжали люди из соседних селений. «Послушаешь тебя, и легче жить …»
Вскоре произошла Октябрьская революция. Затем гражданская война. А.Тороев знакомится с Н.А.Каландаришвили, встречается у него с земляком из соседней Тарасы П.С.Балтахиновым, — рассказывает об этом позже в воспоминаниях «Незабываемые встречи» и «Темной ночью», опубликованных в журнале «Свет над Байкалом». В Предбайкалье, как и по всей стране, происходили большие изменения. В 1925 г. несколько семей улуса, в их числе и семья А.Тороева, объединилось в сельскохозяйственную коммуну. Позже она реорганизована в артель. Вместе с одноулусниками улигершин активно участвует в проведении хозяйственных и политических кампаний.
Будучи от природы музыкально одаренным, обладая феноменальной слуховой памятью, отчасти компенсировавшей потерю зрения, имея прекрасный голос, Аполлон Тороев вскоре получил всемерное признание. Личность и творчество А.Тороева привлекли внимание таких известных ученых и писателей, как Х.Намсараев, И.Н.Мадасон, Г.Ф.Кунгуров и др.
А.А.Тороев выступал не только рассказчиком, улигершином, но и автором собственных сочинений. В архивах Улан-Удэ, Москвы, Санкт-Петербурга имеются записи 156 его произведений. Многие записи хранятся в личных архивах собирателей фольклора.
В 1939 году А.А.Тороев стал членом Союза писателей СССР. В 1941 г. были изданы его первые книги на русском и бурятском языках. В 1954 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Бурят-Монгольской АССР. Аполлон Андреевич помнил наизусть 44 поэмы и улигеры (из них 30 народных, 14 новых поэм собственного сочинения), 119 сказок (88 народных и 31 новых), ряд легенд, преданий, сотни песен, загадок, пословиц и поговорок, знал свыше 100 тысяч стихотворных строк. 8 книг А.Тороева издано на бурятском языке, 10 – на русском. Кроме того, его песни, стихи, сказки печатались в различных газетах, журналах, сборниках поэзии, бурятского и сибирского фольклора. А.Тороев являлся носителем одного из вариантов эпоса «Гэсэр». Он с детства слушал Гэсэр от старших родственников в семейной обстановке, и запомнил. Профессор Н.О Шаракшинова вспоминала: «Впервые я встретилась с А.А. Тороевым в 1952u., когда уон уже был известным сказителем Профессор Н.О Шаракшинова вспоминала Как вспоминала пр-р Н.О. Шаракшинова: «Впервые я встретилась с А.А. Тороевым в 1952 г., когда он был уже известным сказителем…Улигершин исполнял «Гэсэр» речитативом, без передышки, и меня поразила феноменальная память сказителя и певучесть его голоса». Содержание варианта Гэсэра, записанной Н.О Шаракшиновой составляет борьба Гэсэра со следующими мифическими существами:
I — с главою восточных тэнгриев — Атай Уланом.
II — отрубает 77 сучьев у волшебной белой березы, которая собиралась закрыть все небо.
III — отрубает верхушку сандалового дерева, собравшегося проткнуть голубое небо.
IV-уничтожает 9 шолмо, приносивших людям страдания и бедствия.
V-с желтым псом-чудовищем, пожиравшим все живые существа.
V-стремя шараблинскими ханами.
VII — с Тосхолдой мангадхаем.
VIII — с Гал Нурман-ханом.
IX — с Шара мангадхаем. (Шаракшинова Н.О. Героический эпос о Гэсэре. — Иркутск, 1969. – С. 38.)
Т.М. Болдоновой в августе 1942 от А. Тороева были записаны три улигера: «Гэсэр Мэргэн» (2400 стих.), «Шандаабал Мэргэн» и «Албанжа Мэргэн». Второй из них, по признанию сказителя, является особой ветвью «Гэсэра». Часть «Гэсэр Мэргэна» была опубликована в газете «Усть-Ордын Унэн» в декабре 1993 г. с предисловием С.Ш. Чагдурова.
Поэт В. Петонов из уст сказителя записал легенду о битве Гэсэра с Лойр Хара Лобсоголдоем, имеющая этиологические мотивы (например, образование озер Оншоо, Доншоо от копыт Гэсэрового коня, а гора Орголи – от песка, которую Гэсэр стряхнул со своей стрелы на землю. Любопытно, что эти топонимы существуют в Приангарье). (Петонов В. Yльгэршэн тухай үгүүлэл / Сказ об улигершине. — Улан-Удэ, 2002. – С. 16-18). Варианты эпоса «Гэсэр», записанные Н.О. Шаракшиновой и Т.М. Болдоновой, до сих пор не изданы.
А.А.Тороев умер в 1982 году, прожив долгую, творчески плодотворную жизнь. Родившись в прошлом веке, он являлся и нашим современником, запечатлевшим в своих произведениях всю противоречивость сложной, насыщенной трагедией и пафосом эпохи. Наиболее яркие его творения, какое бы содержание они не носили, были проникнуты искренней верой в доброту, в гуманизм, в величие человека. Бесспорным являются его заслуги в сохранении древних народных традиций, национальных символов, памяти, национального бурятского духа, пронесенного через все невзгоды тяжелого времени благодаря светлому искусству улигершина, ставшего живым связующим звеном между ушедшими и вновь входящими в этот мир поколениями великого, талантливого народа.
Библиография
Издания произведений А.А.Тороева
Улигеры, сказки и песни / Вступ. ст. и примеч. А.Гуревича.-Иркутск, 1941.
Шэнэ ульгэрнууд (новые улигеры). Запись А.Уланова.-Улан-Удэ, 1943.- На бурят. яз.
Бурятские сказки / Пер. Г.Ф.Кунгуров.- Иркутск, 1946.
Армаан Дурмаан хоер (Арман и Дурман). Запись А.Шадаева.- Улан-Удэ, 1948.-На бурят. яз.
Бурят-монгольские сказки // Сказки народов Сибири. Сост. А.Коптелов.-Новосибирск, 1949.
Шэлэгдэмэл зохеолнууд (Избранные произведения).-Улан-Удэ, 1954.
Онтохонууд (Сказки) / Под ред. Б.Санжина.-Улаан-Удэ, 1955.
Ажалша тоншуул (Дятел – труженик). Онтохонууд (Сказки).-Улаан-Удэ, 1957.
Сказки / Пер. И.Ким.-Улан-Удэ, 1959.
Сказки дедушки Тороева // Кунгуров Г. Хозяева тайги.-Новосибирск, 1962.
Сказки / Пер. Г.Кунгуров и И.Ким.-Иркутск, 1967.
Об А.А. Тороеве
Петонов В.К. Ульгэршэн тухай угуулэл.-Улаан-Удэ: «Буряад Республикын типографи» гэжэ акционернэ булгэм, 2002.-64 х.
Шерхунаев Р.А. Аполлон Тороев: Очерк жизни и творчества.-Иркутск, 1964.-76 с.
Шерхунаев Р.А. Народный сказитель Бурятии. Очерк жизни и деятельности А.А.Тороева.-Иркутск,1993.-114 с.
Тороев Аполлон Андреевич. Бурят-монгольский народный сказитель-поэт. Памятка читателю.-Иркутск, 1954.
Александров Н. Народный поэт и сказитель // Знамя Ленина.-1993.-13 нояб.
Болотова Э. Он стал живой легендой: [Репортаж с праздника, который состоялся на родине А.Тороева 17 дек. 1993 г.] // Знамя Ленина.-1993.-28 дек.
Бочкина С. Улигершин // Сел. правда. Бохан.-1989.-9 сент.
Елаев С. Певец земли бурятской // Знамя Ленина.-1973.-27 дек.
Коняев Г. Мне не забыть эти встречи // Знамя Ленина.-1993.-13 нояб.
Луговской И. Волшебство народной поэзии // Вост.-Сиб. правда.-1973.-27 дек.
Мезенцева Ф. Праздник народной поэзии: [О науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию А.Тороева] // Знамя Ленина.-1993.-20 нояб.
Муруева И. Слово о сказителе // Знамя Ленина.-1993.-7 окт.
Он пел улигер: К 100-летию со дня рождения А.Тороева // Знамя Ленина.-1993.-13 нояб.
Павлов Л. «Двери моего дома открыты для всех» // Знамя Ленина.-1973.-20 дек.
Певец – поэт Аполлон Тороев // Буряад Унэн.-1997.-13 нояб.
Сказитель: К 100 летию со дня рождения А.Тороева // Знамя Ленина.-1993.-21 авг.
Стекольников Л. Улигерши Тороев: Стихотворение // Земля Иркутская. -Иркутск, 1967.-С.418-419.
Тороев А.А.: Некролог // Знамя Ленина.-1981.-30 июня.
Убугунов А. Певец родного края // Знамя Ленина.-1970.-17 окт.
Улигершин // Знамя Ленина.-1973.-8 дек.
Харандаев Б. Юбилей улигерши // Сел. правда. Бохан.-1973.-29 дек.
Хомонов М. Сказитель // Знамя Ленина.-1993.-8 июля.
Цыремпилов Л. Песни улигершина // Вост.-Сиб. правда.-1977.-7 нояб.
Шаракшинова Н. Певец народного счастья // Знамя Ленина.-1973.-14 дек.
Шагдуров С.Ш. Аполлон Тороев – автор неизвестных версий «Гэсэра» // Наше время – Знамя Ленина.-1994.- № 5 (янв.).-С.9.
Шедоев В. Певец родной земли // Наше время – Знамя Ленина.-1994.-№ 4 (янв.).- С.6
Шерхунаев Р. Славная дата в жизни народа: [О подготовке к юбилею А.Тороева] // Знамя Ленина.-1992.-19 нояб.
* * *
Шерхунаев Р.А., Тармаханова О.Д. Народный певец-сказитель Бурятии А.А.Тороев: Улан-Удэ, 1969.
Тороев А.А. // Сказители земли Усть-Ордынской
Поделиться:
Автор: uran_xun
comments powered by HyperComments