27 декабря 2017, 02:40

Жили люди… Великий улигершин Парамон Дмитриев (1883 — 1958)

 

В Нукутской долине, недалеко от реки Унги, в 50 верстах севернее Кутулика, в восьмидесяти- от города Черемхово в улусе   Онгой Унгинского инородческогоо ведомства Балаганского уезда Иркутской губернии, в семье Дылгыра Ханхаевича Балюева, бурята онгоева рода , кости Хүлмэнгэ, происходил из соседнего улусса Кулурей( Хүлүрэ) и Марии Жообоновны Маариновой родился сын, имя которому дали Парамон

В версте -полуторе от Онгоя был расположен улус Бартаа (Ворота) состоящий из дворов бурят племен Хоогэй и Булуут.  В годы коллективизации Онгой и Бартаа соединили и дали название Бартаа-Онгэй (Ворот Онгой)

Предки Дылгир Балюева были ангуушад – охотники. Один из них, Бужье мэргэн, был умным метким стрелком, про него по унгинской долине бытовало многожество легенд…

Дылгыр Ханхаевич был знатным улигершином. Его увлеченность народной поэзий передалась детям, особенно его сын Парамон легко запоминал песни, сказки , улигеры. Парамон Дмитриев с малолетства начал рассказывать улигеры и исполнять песни, а состязаться со стариками в исполнении песен — с 15-летнего возраста.

Учителями Парамона Дмитриева были его отец, Дылгыр Ханхаевич, улигершин Жарбахи Малаханов, от которого Парамон воспринял улигер «Абай Гэсэр», сказитель Малмахи из улуса Бильчир, певец и сказитель Хогоев их улуса Хашхай-онгой, старик Талянка.

-Улигеры говорили многие… Начав рассказывать вечером, заканчивали к рассвету. И сейчас просят и слушают, приходится говорить до усталости. Один говорит нараспев, другие -поют. Я раньше слушал улигеры без сна по трое суток» — рассказывал Парамон Дмитриев ученому А.И Уланову, диктуя поэму «Алтан Гасуу»

П. Дмитриев по праву относится к числу выдающихся бурятских сказителей. Его репертуар состоял из больших «конных» улигеров (морин ульгэр), включая «Гэсэр», множества сказок, легенд, преданий, песен, благопожеланий, а также пословиц, поговорок и загадок. Знал он и шаманский фольклор.

В общей сложности П. Дмитриев помнил наизусть по меньшей мере 200 — 250 тысяч стихов из устнопоэтического творчества бурят.

В 1954 г. В.И. Золхоев, записав со слов П. Дмитриева «Бойлон Гоохон дуутэй Богдони Хубшэ мэргэн», приложил к нему ценный документ — «Список улигеров, которые знает сказитель П.Д. Дмитриев…»

В этом списке значатся:
1) Гэсэр,
2) Элэнтэ Тархи хаани Эрхэн нюдэн хубуун,
3) Анзаари мэргэн хаан,
4) hoхор Богдо хаан,
5) Нарин Ногоон Намажа хаан,
6) Арнай Гэрдэ мэргэн,
7) Суута долоон Хулагшад,
8) Хаан Сагта мэргэн,
9) Хаан Сагта абхай,
10) Сайхар Сагаан,
11) hайдар Буудэр хоёр,
12) Алтай Гасуу,
13) Богдони Хубшэ мэргэн Бойлон Гоохон дуутэй,
14) Эрэдээ эрэ турэhэн Эрэ Хабтас мэргэн,
15) hуужа hамган,
16) Эреэн обогон hанжуургатай Эреэхэ басаган,
17) Теерсэгын хубуун,
18) Ошор Тайжа хубуутэй Оньел Гоохон басагатай.

В 1953 году в Улан-Удэ вышел отдельным изданием «Гэсэр» П. Дмитриева (6305 стихотворных строк) , записанный Д.Д Хилтухиным.

Наряду с другими вариантами эпоса этот вариант был использован Намжилом Балдано при составлении сводного текста «Гэсэра», выдержавшего несколько изданий.

В 1956 году опубликованы улигеры П. Дмитриева «Һайдар Буйдар хоёр”1670 стихотворных строк) и “Хаан Сагта абхай” (1430 стихотворных строк)
Исполнение эпоса у сказителя не было сухим и бесстрастным. Все фольклористы (Д.Д. Хилтухин, В.И. Золхоев, Н.О. Шаракшинова), отмечали, что он, «рассказывая улигер, сильно переживал», весь проникался искренним участием к судьбе героев и плакал, когда герои попадали в трагическую ситуацию

— Старик близко к сердцу принимал описываемое, — вспоминал писатель и фольклорист Данри Хилтухин о П. Дмитриеве.- Плачет и исполняет, вытирает платком слезы и продолжает повествование. Говорил сказитель с чувством, удивительно быстро, слова произносил четко, голос у него мягкий, бархатный, я бы сказал, красивый…

То же самое говорил говорил о сказителе В.И Золхоев. И.Н Мадасон, отмечая манеру ведения речи сказителем, признавался, что Парамон Дылгирович говорил очень быстро и поэтому он не успевал записывать за нам улигеры.

Парамон Дмитриев верил в то, что и события и герои в улигерах были когда-то в действительности; в то, что герои после смерти стали либо звездами, либо божествами на небе.

От П. Дмитриева фольклористами было записано большое количество героико-эпических произведений. В Рукописном отделе ИМБиТ СО РАН хранятся девять его улигеров объемом от 1400 до 2500 стихов.

Самым крупным из всех сказаний является «Гэсэр» объемом в 6305 стихов, в котором отсутствует лишь «глава» о дьяволе Шэрэм Мината.

Он был записан Д. Хилтухиным и вышел в 1953 г. в г. Улан-Удэ отдельным изданием под названием «Гэсэр». Наряду с другими полными вариантами, этот вариант был использован Намжилом Балдано для составления сводного текста бурятского народного эпоса «Гэсэр», выдержавшего два издания (Улан-Удэ, 1959, 1969).

Данри Хилтухин писал: «репертуар Дмитриева чрезвычайно разнообразен и богат. Он знает все ветви Гэсэра. Передает красочным народным языком…”

По определению ученого М.И Тулохонова, сюжет Гэсэра в исполнении Парамона Дмитриева состоял из 16 сюжетных частей.

  1. Зачин.

  2. Вступление.

  3. Бой Гэсэра (Бэлигэн Тугдэр) с Атай Улан тэнгрием на небе.

  4. Спуск Гэсэра на землю и его победа над дьяволами.

  5. Второе рождение Гэсэра.

  6. Первые победы богатыря младенца.
  7. Женитьбы Гэсэра на Алма Мэргэн.

  8. Поход Гэсэра и его баторов

  9. Бой Гэсэра с Огтонойским тигром

  10. Болезнь и выздоровление Гэсэра.

  11. Бой Гэсэра с мангадхаем Абарга Сэсэном.

  12. Битва Гэсэра с Шароблинскими ханами. Освобождение Урмай гохон.

  13. Битва Гэсэра с Гал Дулмэ ханом.

  14. Превращение Гэсэра в осла и спасение его Алма Мэргэн.

  15. Поединок Гэсэра с Лобсоголдоем.

  16. Оживление Гэсэром жены Гумэл хана.

    Было отмечено, что «Гэсэр» в исполнении Парамона Дмитриева является одним из полных вариантов и его вариант  занимает особое место в унгинской эпической традиции.

    Исследователь творчества сказителя Раднай Андреевич Шерхунаев в 1970 г. писал: «Много улигеров, сказок и песен бытовало у бурят. Словно могучий родник, питающий живительной влагой землю, устное поэтическо творчество служило духовной пищей трудящихся масс. На берегах Байкала и Ангары, Лены и Селенги, у подножий и на хребтах Хамар-Дабана и Саян, в степях и долинах Алари, Унги, Бохона, Эхирит-Булагата, Аги, вы не найдете бурята, который бы не знал те или иные героические сказания, песни, сказки, легенды и предания. Созданные народом, эти произведения жили и живут в народе… Огромное поэтическое богатство донесли до нас певцы-улигершины. Их искусство живой , неразрывной нитью тянется из глубины веков до наших дней. Одним из самых замечательных сказителей 20 века является Парамон Дылгирович Дмитриев…»

    Уран хүн

Поделиться:

Автор:

comments powered by HyperComments