31 октября 2021, 16:21
Ирина Булгутова. Музыка как образ лирики Намжила Нимбуева
Поэзия и музыка — сферы, в которых находит самовыражение личность человека, функционально близки, генетически связаны между собой. «Музыка – самое эмоциональное из всех искусств, но содержание ее невозможно передать логическими определениями; словами можно выразить любую мысль; стихи счастливо сочетают свойства музыки и прозаической речи». Музыка абстрактна и универсальна, ее язык понятен людям самых разных национальностей, она приоткрывает самые темные глубины человеческого духа, бессознательные начала души.
Писатели и поэты не раз пытались постичь и передать эмоционально-образное содержание музыки с помощью слов в своих произведениях, порой музыка становилась структурообразующим принципом в них. Восприятие музыки и ее истолкование писателем или поэтом важно для уяснения их эстетических взглядов, направления художественных поисков.
В творчестве бурятского поэта Намжила Нимбуева тема музыки, образы, связанные с ней, являются сквозными, они лейтмотивами возникают во многих стихотворениях поэта; она важна для понимания его лирического самосознания. В лирике Нимбуева звуковой образ мира вообще, и образ музыки в частности, многолик: это и «электрический голос гитары», и «старинный немецкий рояль», и блюз, и «вселенский джаз»; в научно-техническом веке в «какофонии адских машин» может и затеряться «тоскующий хур» поэта.
Музыкальные образы закономерно появляются в стихотворениях поэта о любви. В стихотворении «Черноглазая…» рассказ о любви – это и «поэма, огромная, как утреннее небо», и «ноктюрн бесконечной, как море, любви». По психологическим законам памяти в воспоминаниях о прошлой любви чувства воскресают в запахах, цветах и звуках: «В памяти / в памяти нашей тот вечер! / Буддийским благовонием пахло. / Зелень просилась в окна, / А в затемненной гостиной / исповедовался рояль». Центральным образом стихотворения становится «старинный немецкий рояль». Строки «он ведь такой громоздкий, печальный…/ Но куда его деть,/ любимая!» звучат рефреном дважды. В описании рояля подтекстом – само звучание музыки, «исповедь» сердца – выражение напряженнейших чувств, взрыв эмоций, накал страстей, воскрешать которые даже со временем больно. Зашифрованный образ музыки в этом стихотворении-воспоминании сама любовь, поэтому рояль «громоздкий», ненужный, «вторгается» в рассказ.
Поэт сумел передать через музыкальный образ – игры на рояле и движение времени. Так, в стихотворении «Женщина играет на рояле», чтобы передать в словах вечную, непреходящую суть музыки, поэт совмещает слуховой и осязательный ряд, звуки сплетены с физическим движением: ростом растений, бегом волн, «порханием» пальцев над клавишами: «В домике заброшенном / у моря / женщина играет на рояле. / В окна и на гулкую веранду / заползает дикий виноград…/ Как под бризом водорослей ветви, / возникают дикие созвучья / и сплетают беглые картины, / словно на оглохшую веранду / заползает дикий виноград. Чуть касаясь черно-белых клавиш. / пальцы перепархивают сонно, /словно на осенние аллеи / опадают белые цветы…». Поэт дает возможность «увидеть» музыку: в движениях живущего, преходящего – отражение времени вечности.
Музыку как гармонию мира поэт способен различить во всем: в шуме цветущих яблонь, в танце журавлей, в стуке грачонка о скорлупу, в движениях человеческого тела. В стихотворении «Утренний намаз» выстраивается такой ряд: «…Не пляшите, журавли в небе,/ Спрячьтесь у меня за пазухой./ Не стучи, грачонок о скорлупу,/ Ведь всюду слышно./ Тише, ради бога, тише! / На пороге моей скромной хижины / Любимая расчесывает волосы,/ Словно играет на золотистострунной арфе…» Ключевой, финальный образ подготовлен всем поэтическим рядом, где созданы звуковые образы; нужна тишина во всем мире, чтобы услышать музыку в движениях любимой.
Всеобъемлющий характер музыкального искусства, способного воплотить все многообразие мира и человеческого чувства осознается Н. Нимбуевым и в образах песни. Именно с песенными образами связано осознание национальной самоидентичности современника-бурята: «Он на любом споет вам языке / любую из последних песен. Под битлзов, Азнавура, Маркарьяна, / под Адамо и под «Такарацуки»/ Но если тихо насвистите ехор, / в ответ он покачает лишь плечами». Песня, которая сохраняет духовное наследие предков в его первозданности, осознается одним из последних рубежей памяти национальных традиций. «Но когда раз в году / из улуса глухого к нам в гости / приезжает столетний мой дед / и от чарки одной захмелев, / стоя песню тянуть начинает, / позабытую, старую песню – почему я слабею, / рыдания горло мне душат, / а глаза набухают, / вдруг огромней от слез становясь? я — / вселенского джаза дитя / почему я рыдаю ?» Лирической темой поэзии Н. Нимбуева становится боль утраты традиционных ценностей духовной жизни народа.
Стихотворение «Бурятское землячество в Москве» построено на противопоставлении «мелодий-эмигрантов» «нервного ритмического Запада» и родных напевов «смуглолицей пластинки». Образ родной музыки представлен зримой, живой и динамичной картиной: «и над праздничными столами / выгнула спину утренняя степь, / цокот убегающих копыт кольнул в сердце, / и кручинные бульжамуры / закачались на продолжениях трав». Не случайно в финале возникает образ бульжамура – символа традиционного искусства бурят. Музыкальные образы в лирике Н.Нимбуева не только конкретны, но приобретают и символическое значение. Так, образ хура, наряду с образом бульжамура, становится символом поэтического творчества, преемственности поколений.
В стихотворении «Осень в еравнинских лесах» звучит лирический голос поэта: «Где мой хур, / тонкошеий тоскующий хур, / что закопан в степи моим предком?» На фоне картины угасания осенней природы, улетающих «длинногорлых» гусей осознается безутешность и бесплодность поисков утраченной музы – так пронзителен образ тоскующего хура – тонкошеей птицы. Только хур может выразить «песню сердца» – сокровенную песню поэта во всей полноте. Музыка понятна всем, но именно ее инструментальное оформление, песенное выражение играют определяющую роль в выражении национального духа.
Музыкальные образы не только являются организующим началом многих стихотворений Нимбуева, началом для художественных поисков словесного воплощения музыки, которые заключались в совмещении и переплетении звуковых, цветовых, осязательных элементов для создания эффекта целостного, гармоничного впечатления. Они имеют важное значение для лирического выражения переживаний поэта, для осознания происходящих процессов утраты национальной самобытности, для ощущения своей духовной сопричастности традиционной культуре своего народа.
Литература
1. Холшевников В.Е. Что такое русский стих? // Стиховедение. Хрестоматия. СПб., 1996. С. 7.
Ирина Булгутова. БГУ. Доцент кафедры русской и зарубежной литературы, БГУ., д.ф.н.
Уран хүн
Поделиться:
Автор: IrinaBulgutova
comments powered by HyperComments