12 ноября 2017, 04:27

Жили люди… Наследие Сергея Петровича Балдаева

 

Творческое наследие С.П.Балдаева, этнографа и фольклориста и его роль в сохранении и развитии бурятской литературы.

Аннотация
Статья » Творческое наследие С.П.Балдаева, этнографа и фольклориста и его роль в сохранении и развитии бурятской литературы» состоит из трёх частей.
Первая часть — краткая биография С.П.Балдаева, вторая часть повествует о творческой работе учёного по сбору фольклорного материала, о изданных и не изданных работах, а также о монографии » Родословные предания и легенды бурят». В третьей части сделаны выводы о том, как важно сохранить и донести до молодого поколения значимость и ценность творческого наследия С.П.Балдаева.
1 . Краткая биография.
Сергей Петрович Балдаев родился 18 октября 1889 года в улусе Хохорск Боханского ведомства Балаганского уезда Иркутской губернии. С детских лет воспитывался в атмосфере народных традиций. Родители его, Пётр

Семёнович и Мотон Степановна будучи зажиточными крестьянами дали своим детям образование. В 1899 году Сергей поступил в Хохорскую школу грамоты, в 1903 г.- в Боханское двуклассное училище, в 1905 г.- в Иркутскую учительскую семинарию. Учась в семинарии начал изучать научную литературу по фольклору и этнографии. Летом 1908 года во время каникул в улусе Хохорск он случайно обнаружил ритуальные предметы шаманов, тем самым положил начало своей этнографической деятельности.
С. П Балдаев родился в талантливой семье: его родители и близкие родственники слыли знатоками преданий и улигеров. Он с интересом слушал предания, сказки, песни, участвовал в шаманских тайлаганах. Обладая хорошей памятью, С.П. Балдаев записывал услышанное и увиденное . В 1907 году С.П. познакомился с М.Н. Хангаловым, который стал его учителем и наставником по сбору устных преданий, и вместе с ним совершил несколько поездок в Кудинскую степь. Это был период формирования его как этнографа и фольклориста. Одна из первых его работ датируется 1908 годом- улигер «Пятнадцатилетний Алтан Дурай Мэргэн». К сожалению эта работа до сих пор находится в рукописном варианте. А в 1909 году им написана пьеса » Цырен- пастух». По свидетельству одного из современников » пьеса эта — сплошной степной аромат». В последствии С.П.Балдаев напишет ещё около 20 пьес. В 1926 году — принят в члены Союза сибирских писателей.
В 1908 году окончив учительскую семинарию в течении двадцати лет работает в школах разных районов Иркутской области и Бурятии. Начинает свою деятельность в Таловском инородческом училище Верхоленского уезда( ныне Ольхонский район).
В 1916-17у. г.- учитель в Корсукском начальном училище ( ныне Эхирит-Булагатский район). С 1917 г. — работает в 3 Готольском училище и Идинской школе в родном Боханском районе. В течении этих лет С.П. Балдаев увлечённо занимается сбором материала по фольклору, встречается со знатоками старины и записывает многочисленные сказки, пословицы, поговорки .
В 1923 С.П.Балдаев переехал в г.Улан-Удэ, где продолжил педагогическую деятельность . В 1929 году успешно закончил Институт этнографии и национальных культур народов Востока при ЦИК СССР и поступил в аспирантуру. В 1931 году вернулся в г. Улан-Удэ и начал работать научным сотрудником Института культуры БурАССР, где проработал 5 лет. Следующие 11 лет своей жизни прослужил в Республиканском краеведческом музее. Последним местом работы стал отдел литературы и фольклора Бурятского комплексного научно-исследовательского института.
Сергей Петрович Балдаев умер 29 октября 1978 года на 90 году жизни, прожив долгую счастливую жизнь, наполненную трудом и поисками, оставив благодарным потомкам великое наследие.

2. Великое наследие.
Известный фольклорист, этнограф, учёный С. П. Балдаев собрал богатый материал по устному народному творчеству бурят, богатейший архив который хранится в личном фонде ученого, в Центре восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения и часть материалов включающие улигеры и материалы по шаманству вывезены в г. Санкт-Петербург. Этот фонд располагает значительным количеством записей, содержащих ценные сведения по истории, этнографии, шаманству и фольклору. С.П.Балдаев опросил свыше 1000 знатоков старины, собрал коллекцию шаманских атрибутов. Самым большим по численности дел в фонде Сергея Петровича является раздел «Фольклор» , который включает в себя более 175 сказок и улигеров, несколько тысяч песен, загадок, около 10 тысяч пословиц и поговорок, произведений обрядовой поэзии, детский фольклор, материалы по шаманству: обычаи, молитвы, песнопения- 150 печатных листов.
В 1917 году в Унэтском улусе Ноетского 2-го рода Молькинского инородческого ведомства Балаганского уезда от слепого старца Ольфора Хогоева С.П. Балдаев записал самый полный вариант героического эпоса » Абай Гэсэр богдо хан» объём которого — 85 печатных листов. Также в архиве имеются описания свадебных обрядов, жертвоприношений, обычаев, жилых и подсобных помещений, описаны одежда, обувь, белье, постель. Он, как опытный собиратель-фольклорист осознавал необходимость упорядочения нескольких сотен, тысяч собранных им фольклорных произведений. Поэтому попытался их систематизировать по местам записи, тематическим группам.
Знакомство с фондом С.П.Балдаева показывает, что собранный им фольклорный материал расположен не только по разным районам, тематическим группам, но и по отдельнымсказителям. Среди исполнителей фольклорных произведений значатся имена таких известных бурятских улигершинов, как Папа Тушемилов, Парамон Дмитриев, ПеохонПетров, Бажей Жатухаев, Бура Барнаков, Апполон Тороев, Сагадар Шанаршеев и другие. От них Сергей Петрович записал крупные эпические сказания, которые пелись и рассказывались улигершинами сутками.
В автобиографии С.П. Балдаев пишет: «У меня суммарно более 500 папок, объём некоторых из них достигает 250 машинописных страниц. Архив является плодом 62- летнего упорного труда. Я объехал много улусов, особенно западных бурят. Из них четвёртая часть пути пройдена пешком. В 1946 году я пешком прошёл Джидинский аймак…». В личном фонде С.П.Балдаева имеется почти готовый к изданию рукописный сборник по загадкам на бурятском языке. В этом собрании свыше 200 загадок, которые расположены по тематическим группам: «Байгаали ба байгаалиин узэгдэл тухай»- О природе и явлениях природы, «Амитад, шубууд, шумуул тухай» — О животных, птицах, насекомых и т.д.
К сожалению, на сегодняшний день опубликована незначительная часть этого интересного, нужного и ценного материала.
Отдельные образцы обрядовой поэзии вошли в книгу С.П. Балдаева «Бурятские свадебные обряды» (Улан-Удэ, 1978г.).В работе «Предания о расселении кударинских и кабанских бурят» (Улан-Удэ, 1958г.) встречаются выражения, образно и метко определяющие родовые разновидности бурят.
В изданных работах С. П.Балдаева «Избранное «(Улан-Удэ, 1961г.) и книге «Устнопоэтическое творчество» (Улан-Удэ, 1960г.) опубликованы некоторые образцы пословиц, поговорок, загадок, благопожеланий. Афористические произведения из коллекции С.П.Балдаева включены, наряду с текстами других собирателей, в специальные сборники, посвященные бурятской афористической поэзии. К таковым относятся: «Оньhон угэ оностой» (Улан-Удэ, 1979г.), «ТYмэн таабари» (Улан-Удэ, 1981г.). Учёный опубликовал 13 монографий, его труды изданы в Венгрии, Польше, Германии, Чехословакии, Монголии. Из собранных материалов издано 6 улигеров, 4 тома народных песен, около 100 пословиц и поговорок. Несмотря на высокую оценку учёных, архив не издавался. » Прочий материал лежит мёртвым грузом», — писал Сергей Петрович. Среди множества опубликованных и неопубликованных работ С.П. Балдаева достойное место занимает двухтомник «Родословные предания и легенды бурят». В него вошли родословные предания и легенды булагатов, эхиритов,хори и хонгодоров, а также 180 основных родов, входящих и не входящих в состав четырёх племен. Первая часть » Родословные предания и легенды бурят. Булагаты и эхириты» была издана в 1970 году,и переиздалась только в 2010 году. Вторая долгое время оставалась неопубликованной. Лишь в 2010 году изданы материалы из фонда С.П. Балдаева, храняшиеся в Центре Восточных рукописей и ксилографии под названием » Родословные предания и легенды бурят. Забайкальские буряты» Часть 2. В Забайкалье жили и живут буряты разных племенных принадлежностей. Представленные в работе роды сгруппированы С.П. Балдаевым по территориальному признаку: агинские, баргузинские,джидинские и т.д.
В 2012 году под издательством Бурятского госуниверситета в свет выходит книга С.П.Балдаева » Родословные предания и легеды бурят» . Впервые в монографию вошли обе части работы С.П.Балдаева. Первая часть публикации «Родословные предания и легенды бурят» начинается вступительной статьей собирателя, посвященной историографии бурятских племен и родов. Затем идут предания и легенды о Булагате и Эхирите. Булагат считался старшим братом Эхирита, поэтому первый раздел публикации посвящается булагатским родам. О харанутском, ашаабагатском и абаганатском родах имеются противоречивые предания: по одним преданиям, они являются булагатскими, по другим-пришлыми. А бузганский и далхаевский роды помещены в конце раздела из-за отсутствия материала.
По такому же принципу расположены предания и легенды второго раздела публикации- эхиритские роды.
В разделе третьем сначала помещены хоринские роды, представители которых живут с булагатами и эхиритами. Из них выделился галзутскмй род, который, по одним преданиям, является родственным сэгэнутам, по другим-хоринскому племени.
За хоринскими родами идут так называемые зунгарские и барунгарские роды, затем хурдутский, дархатский, сонгольский и другие роды, пришедшие из Монголии.
В конце третьего раздела расположено » поколение ЗYгэтэн», родовая принадлежность которого не установлена.
Во второй части опубликованы предания и легенды о хоринском и хонгодоровском племенах, а также необходимые приложения.

Наряду с записями улигеров С.П.Балдаев фиксировал произведения малой фольклорной формы: пословицы, поговорки, благопожелания. В работе С.П.Балдаева с талантливыми бурятскими сказителями наблюдается такая закономерность: делать от них повторные записи одних и тех же произведений, выявить новые — с интервалами в несколько месяцев, лет. Итогом такой работы является накопление вариантов, по которым можно изучать факторы изменения текста произведений в творчестве конкретных сказителей. На разнообразном по содержанию и форме материале, им собранном с этого периода до 80- 90 гг., можно проследить изменения, которые происходят в бытовании малых жанров бурятского фольклора. К примеру, в 1935 году С.П.Балдаевым записана от Хусы Николаева в Байкало-Кударинском районе такая пословица:
Бараан базаарта гое,- Товар на рынке красив,
Басаган баабайндаа гое. -Девочка (в доме) отца красива
Приведем другой вариант этой пословицы: Базаарта бараан унтэй,- На базаре товар дорогой,
Баабайндаа басаган унтэй.- (В доме) отца дочь дорога
Понятия «бараан унтэй», «басаган унтэй» характеризуют брачные отношения, в которых дочь сравнивается с товаром. Эти понятия со временем уходят в прошлое, поэтому и пословицы на эту тему постепенно забываются.
В коллекции С.П.Балдаева немало афористических выражений, характеризующих одну из главных положительных черт человека — чистоту души и мысли. Примером является пословица, записанная собирателем от Б.Гендунова в 1934 году:
Гарын сэбэр хэрэггуй, Чистота рук не нужна,
Сэдхэлиин сэбэр хэрэгтэй. Чистота души нужна.
В коллекции С.П.Балдаева много пословиц, каждой пословице и поговорке присвоен индивидуальный инвентаризованный номер . Пословицы характеризуют родовые ответвления эхиритов, булагатов, хори, хонгодоров. У каждого рода есть свое характерное название, в связи с этим в родовых пословичных изречениях приводится обычно хорошая или плохая черта представителей родов. Например:
«Мяханай муунь хузуун, хунэй муунь Хурхууд» — «Худшее из мяса — шейное, худший из людей Хурхут», «Мэргэн Балтайда, мэхэшэ Икинаата» — «Меткий у балтайцев, хитрый у Икинатов» и многие другие. Сергей Петрович в своих примечаниях к текстам поясняет смысл некоторых родовых пословиц и поговорок. Комментарии собирателя помогают исследователям приблизиться к реалиям, к тем понятиям, которые отражают какие-то конкретные события, установить имена отдельных исторических личностей.
3
Факты свидетельствуют о замечательном качестве неутомимого собирателя, опытного исследователя С.П.Балдаева, который руководствовался принципом: полнее и шире вовлекать в свои работы, как собственные записи, так и рукописный, полевой материал предшественников, коллег.
Таким образом, творческое наследие С.П.Балдаева имеет важное значение для дальнейшего изучения малых жанров бурятского фольклора и вывод, без сомнения остается, один: это сокровище, по крупицам собранное ученым на протяжении всей его жизни, надо изучать, издавать, сделать достоянием широкого круга исследователей.
Знакомство с полевыми записями С.П. Балдаева дает представление о разных сторонах его собирательской, исследовательской деятельности. Тяжелый, неутомимый труд собирателя, исследователя Сергея Петровича Балдаева во имя выявления и сохранения для потомков наследия духовного богатства своего народа должен быть оценен по достоинству.
И нам, потомкам, необходимо сберечь то ценное и важное наследие, которое оставил нам великий учёный, фольклорист, этнограф, фанат своего дела Сергей Петрович Балдаев.
Библиография
Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят.Часть 1 . — Улан-Удэ: Изд-во ОАО » Республиканская типография»,2010. 360 с.
Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2012. 710 с.
Улигер «Арбан табан наЬатай Алтан Дуурай Мэргэн»-рукописный вариант записан С.П.Балдаевым от А.Алсаева в 1908 году. ОПП ИМБиТ, Ф.№15, Инв.№519.
Бурятские народные сказки. Бытовые. Сост. Е.В.Баранникова, С.С.Бардаханова, В.Ш.Гунгаров. Улан-Удэ, 1981.
Балдаев С.П. Буряад арадай аман зохёолой туубэри. Бурятское народное устное творчество. Улан-Удэ, 1960.
Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора. -Улан-Удэ, 1982.
Бардаханова С.С. Система жанров бурятского фольклора. -Улан-Удэ, 1992.
Бурятские волшебные сказки.// Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1993.

Моя Родина- Малый улус
Я пишу о родном крае
Я родился в Хандагае
Род мой древний, давний род,
Коренных земных пород.
Старики, как говорят,
Мы из рода Булагат,
Ну а дальше Готол-кость,
Приходи к нам добрые гость.
Среди гор, холмов зелёных
Извивается река, под названием Ида.
Раньше, дед мой говорит,
Речка широка была, да и глубока
И что в ней укрывалось семь локтей.
Рыбы множество водилось,
Нынче мало сохранилось.
Солнце в ней так и играет
Жаль что речка всё мельчает.
Хандагай, Малый улус,
Лишь немного я коснусь.
Красоты твоей безбрежной,
Ну и мамин голос нежный.
В сердце родина моя,
На земле она одна.
Для меня ты всех милей,
Земля предков-Соболей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

» Ново-Идинская СОШ»

Научно- практическая конференция Творческое наследие С.П. Балдаева, этнографа и фольклориста и его роль в сохранении и развитии бурятской литературы. п. Усть-Орда

Автор: Соболеева Анна Феликсовна
учитель бурятского языка и литературы. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
» Ново-Идинская СОШ» Бохонский район.

Уран хүн

Поделиться:

Автор:

comments powered by HyperComments