26 августа 2022, 23:00

Роль литературы в экологическом образовании и воспитании ( на примере творчества писателей литературного объединения имени Мунко Саридака )

В современном мире ценность картины мира, сформировавшейся в традиционной культуре бурят, состоит в сакрализации природного мира. Как известно, «…традиционная культура монгольских народов, будучи глубоко экологичной, выработала единственно возможный вариант существования в далеких от оптимизма условиях окружающей среды, вписывая этносы в ландшафты без ущерба для последних, что оказалось возможным лишь при условии одухотворения природы…» (Ю.И.Дробышев Экологические аспекты традиционной культуры монгольских народов // Человек и природа в духовной культуре Востока М., 2004, с. 490-491.) Одухотворение природы формирует совершенно особые принципы органичного вписывания человека и круга его жизнедеятельности в цикл природной жизни. При сохранности мифо-ритуального комплекса в повседневно-бытовой жизни в творчестве бурятских писателей создается особая художественная философия при осознании взаимодействия природы и человека. В рамках данной статьи мы рассматриваем экологический аспект художественных произведений бурятских писателей, входящих в литературное объединение имени Мунко Саридака. Тункинская долина является уникальным краем как по природно-ландшафтным условиям (вся территория района является национальным парком), так и по духовно-творческой культуре, не случайно Тунку называют краем сказителей, поэтов и писателей. Как известно, «этнокультурные феномены сакрализации ландшафтов связаны с такими феноменами, как территория, кульутрно-хозяйственный тип, преобладающий на данной территории, культурные и духовные традиции народа» (Л.Л. Абаева Этнокультурные феномены сакрализации ландшафтов и локальных территорий. //Священные ландшафты Саянского нагорья: экологические. экономические, социальные и культурно-исторические аспекты. Улан-Удэ, 2008, с. 57 ). Литературное объединение имени Мунко Саридака дало бурятской литературе целый ряд значительных художников с самобытным авторским взглядом на мир, в их числе Мунко Саридак, Ц. Зарбуев, Л. Тапхаев, Б. Ябжанов, Б. Сыренов, А. Ангархаев, Ж. Юбухаев, Э. Манзаров, Б. Дугаров. Творчество каждого из них индивидуально, общим же является их народно-поэтические истоки, мировоззренческие установки. Думается, что непрерывность духовной традиции обуславливается сохранностью самого мировоззренческого комплекса, передающегося из поколения в поколение через сохранение ритуалов, само же мировоззрение представляет собой сложный комплекс шаманистских и буддийских воззрений. «Среди этих представлений не последнее место занимает культ природы в самых разных ее проявлениях: олицетворение различных небесных и атмосферных явлений, почитание матери-природы в лице даруемого ею растительного и животного мира…» (Н.Л. Жуковская Формы проявления культа природы в пантеоне и ритуалах ламаизма // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970, с. 100)
Важной функцией мифосознания является, как известно, его регулятивная функция. При всем синкретизме мифопоэтической модели мира представляется возможным вычленение и анализ экологического аспекта литературных произведений. В творчестве писателей Тунки экологическая тема осознанно звучит уже в стихотворении Мунко Саридака (Будажаба Найдакова) (1909-1929) «Саянам». Образный ряд с самого начала включает в себя олицетворение — одушевление природных объектов: «Саяны копят тучи, / Угрюм родной хребет…/ В годах и днях летучих / Каая участь ждет? / Саяны тучи копят, / нахмурен снежный лоб…/ Ужель пророют копи? / И их зальет поток? / Иль рельсы в грудь проложит / железная рука? / Мне грустно, сердце гложет / Саянская тоска…» (Мунко Саридак Стихотворения, статьи. Улан-Удэ, 1982, с. 10-11). Единство эмоционального ряда создается за счет отождествления ухудшающейся погоды и тревоги за судьбу родного края: «угрюм родной хребет», «нахмурен снежный лоб», «мне грустно», «сердце гложет». Принцип слитности человека и окружающего мира сохраняется здесь на уровне поэтики. Ценность природного мира отражается и в противопоставлении естественного мира природы и неуклонно наступающей цивилизации: «но как бесчеловечно / в чугун одеть леса!», «вас душит в гуле пьяном / железо-исполин». (там же, с. 11) Тема экологии, органичного сосуществования человека и природы является одной из магистральных тем, которая осознается писателями литературного объединения Мунко Саридака. Воспевание красоты родного края, понимание кровной связи человека и окружающего мира проявляется не только в том, что практически нет ни одного природного объекта Тунки, не отраженного в художественных текстах, но и в том, что происходит философское осознание единства жизни на разных уровнях: биологическом, природном, социальном, космическом. «Хүн байгаалитаяа / Холбоотой байха ёhотой. / Айл аймагтаяа, адуу малтаяа, / Хорхой шабхайтаяа, / Хулhа ногоотоёо, / Шубуу шонхортоёо, / Модо шулуутаяа, / Мүнхын саг соо / Модоной үндэһэн шэнги / Газар уhатаяа, /Yхибүүнэй хүйһэн шэнги / Эхэтэеэ / Холбоотой байхаhаа hайхан юумэ байхагүй!» (Человек с природой / Должен иметь неразрывную связь./ Со своими земляками, с домашними животными, / С насекомыми, / С травами-цветами / С птицами, / С деревьями, камнями / Во все времена / Как корни дерева / С землей и водой / Как связан ребенок пуповиной / С матерью / — И прекраснее этой связи ничего не может быть!) (Сыренов Б. Мүнхэ холбоо. // Саяанай самаряан. — Улаан-Yдэ, 1986. с. 125) Такая художественная философия является основой формирования экологического сознания. Как известно, «человек с экологическим сознанием стремится к гармонизации своих отношений с окружающей природной средой при осознании того, что он живет в экосистеме, где занимает не главенствующую роль, а является лишь составной частью, включенной в общий круговорот» (Аякова Ж.А. Экологическое сознание как часть философского знания // Священные ландшафты Саянского нагорья: экологические, экономические, социальные и культурно-исторические аспекты. Улан-Удэ. — 2008, с.84). Ценность постижения мифопоэтической модели мира, воплотившейся в художественном слове, в формировании веры как этической основы поведения человека. При постижении текстов тункинских писателей, в которых воплотилась сакрализация мира природы, происходит формирование гармоничного по своему духу мировоззрения. Если изучение поэзии открывает специфику самого взгляда на мир по суггестивному принципу, внушая те или иные чувства или эмоции, то в прозаических текстах тункинских писателей экологическая составляющая идейно-художественного содержания развертывается в более широком контексте. Большим образовательным и воспитательным потенциалом, на наш взгляд, обладают произведения Б. Ябжанова, чье мировоззрение коренится в вековых традициях и устоях своего народа. Так, в проблематике его повести «Волчица» — установление вечных законов жизни, которые объединяют весь мир живой природы, включая человека. В рассказах «Медвежья свадьба», Камень, брошенный вверх» прослеживается синтез мифологических представлений и буддийских воззрений, которые объединяются идеей всеобщей связи в мире природы и людей. «Духовная чистота идет рука об руку с чистотой экологической, чистотой среды обитания человека, окружающей природы». (Хундаев Б.Ю. Экология сакральных и профанных территорий // Священные ландшафты Саянского нагорья: экологические, экономические, социальные и культурно-исторические аспекты. Улан-Удэ, 2008, с.112) Формирование экологической культуры с помощью художественной литературы сегодня представляется важным аспектом в экологическом образовании в целом, так как оказывает влияние на формирование нравственно-этических критериев личности, его мировоззрения в целом и поведенческих моделей в частности. Вместе с тем эта задача ставит ряд проблем, актуализация традиционного художественного сознания, выраженного в искусстве слова, сталкивается с огромным потоком массовой литературы потребительского общества. Экологические принципы, жизненная позиция ответственности сталкивается с философией бездумного потребления. В частности, если же говорить о литературе Бурятии, об обращении к ее содержательному потенциалу, то приходится констатировать наличие большого количества накопившихся проблем, связанных с отсутствием продуманной политики поддержки искусства и культуры, основанной на понимании глубинных социальных процессов.
Таким образом, экологическое образование и воспитание личности сегодня представляет собой актуальную проблему развития общества, ведь во всех имеющихся сценариях развития техногенной цивилизации от сохранности природного мира зависит сама возможность существования и сохранения мира. Экологическое образование, на наш взгляд, предполагает обязательное обращение к краеведению, к искусству и культуре родного края, к выработанным в веках традициям взаимодействия человека с природным миром. Обращение к потенциалу традиционной культуры сегодня является актуальной задачей в экологическом образовании и воспитании, что признается всеми, при этом необходимо обратиться к ней в практической деятельности.

И.В. Булгутова доц БГУ д.ф.н.

Поделиться:

Автор:

comments powered by HyperComments