10 декабря 2017, 04:09

Самбо Дугаржапов- учитель, наставник, военрук ЗСШ

Самбо Дугаржапов – сын, брат, труженик и просто человек

Докладчик: Дамдинцыренова Ж.М. (Узонская СОШ)

Цель:

-собрать материал о человеке, о труженике, наставнике и патриоте;

— развитие чувства гордости и патриотизма.

Проблема: узнать о деятельности Самбо Цыреновича с разных сторон Актуальность: при наличии большого количества материалов о жизни, деятельности Самбо Цыреновича хочется узнать ещё глубже, ближе, использовать опыт, методы его работы и применять в дальнейшей работе

Предмет исследования: изучение его личного архива, документов, переписки.

Я хочу осветить жизнь и деятельность Самбо Цыреновича со стороны просто житейской, т.е. хочу поведать о том каким он был простым человеком. Конечно, он был сыном, братом, тружеником, в моём повествовании вольно невольно пройдет заметной нитью его положительное влияние на окружающих, забота о людях, любовь к труду, к малой родине, которой является неотъемлемой частью большой.

Родился Самбо Цыренович 9 февраля 1928 года в семье простых скотоводов Цыренова Дугаржаб и Цыреновой Цырендулмы старшим в семье. В 1935 году пошел в школу с семи лет и закончил её за 7 классов (в то время давалась возможность учиться экстерном). Учился он прилежно, в 13 лет остался без отца, стал надежной опорой матери, у которой, кроме него было еще семеро детей.

С этих лет он и начал, наверное, чувствовать себя ответственным не только за себя, но и за семью, за тех, кто видел в нем кормильца. Он помогал, матери во всем: готовил дрова, пас скот, работал в свободное от учебы  в колхозе: косил сено, метал стога, работал на жатве и.т.д.

После окончания Агинского педучилища 16-летним юношей он был назначен учителем и военруком в Могойтуйскую начальную школу Зуткулейского сельского совета. Об этом свидетельствует запись в его трудовой книжке под №1 (приказ №89 по Дульдургинскому РайОНО от 20.08.1944)

Его учениками были люди моложе его на 4-8 лет, среди них ветеран педагогического труда Дориев Баясхалан Дамбаевич, который в своих воспоминаниях пишет: «Наш учитель любил спорт, бегал, прыгал, играл с нами в лапту. Мы с завистью смотрели ему вслед, когда он после уроков уезжал на лыжах домой на ферму. Подтянутый, одетый, можно сказать, нисколько не лучше нас, ловким движением отталкиваясь палками, уходил всё дальше, как настоящий лыжник-гонщик», оказывается, эти лыжи были сделаны им самим. Каким-то способом сделаны были крепления к лыжам. Сестра Самбо Цыреновича, Бутит Цыреновна  вспоминает, как он ночами при коптилке выдалбливал из корней деревьев чашки, тарелки, черпаки, искусно их разрисовывал. Чем красил, она не помнит. Все это он дарил кому-нибудь. В благодарность за это ему дарили кто что: горсть муки, туесок домашнего кефира, бывало, принесёт кусочек топлёного масла. Этим он помогал кормить свою семью (запись в дневнике, где он указывает, что в собственности семьи корова с телёнком, годовалым бычком и лошадь одна голова. И что живут неплохо.)

Аккуратность, пунктуальность в нём, однако была заложена с рождения. Роясь в его бумагах 1946 года, где он отмечает, что, идет на урок ни крошки, не взяв в рот. Таким лишениям подвергался не только он один, а все.

В 1946 году при облОНО проходил спецкурсы английского языка. В 1947 году приказом №49 от 31.07.47г. переводится преподавателем английского языка в Ара-Илинскую семилетнюю школу, где проработал до 1950 года до ухода в армию. Из записей я поняла, что он очень серьезно самостоятельно в то время занялся фотографией. Много записей о том, что он этим занимался ночами до утра.

В 1949 году умирает его мать, он остался единственной надеждой для четырех братьев, старшему из которых тогда было 17 лет, а младшей сестре – восемь.

В 1950 году уходит на действительную военную службу, будучи уже женатым и имеющим сына-первенца. Служил на ст. Бырка Оловянинского района. Ему здесь пригодились курсы английского языка. Он преподавал этот предмет, находясь на службе.

О том, как он заботился о братьях и сестре говорит тот факт, что в его личном архиве (который бережно сохраняют его дети, спасибо им) осталось, сохранилось  много писем от братьев и маленькой сестры. Вот фото 8 летней сестры. Бутит Цыреновна называет старшего брата «защитником, кормильцем, воспитателем, кормчим её лодки по морю жизни». В его архиве много писем Самбо Цыреновича от братьев Самбу, Бадмажаб и жены Цырендулмы, в которых они сестру называют «басаган». Жена ему не раз пишет «басагамнай» учиться хорошо, научилась доить коров, хорошо работает на сенокосе и.т.д. Все это указывает, с какой отеческой заботой относились к сестре. Я не рассказываю о Самбо Цыреновиче как об отце, семьянине, потому что все это идёт отдельной строкой в его биографии. О братьях и сестре пишу, потому что, на мой взгляд, мало кто знает какую ношу, он тянул помимо семьи, работы.

Всё, что он зарабатывал, копил, собирал, чтобы купить что-нибудь из одежды братьям, сестре. Работая учителем английского языка вовремя службы, к демобилизации купил себе новый костюм, в котором он будет работать в школе, но не сбылась его мечта. В это же время устроился его брат Самбу (с 1932 г.р.) на работу в райком комсомола. Новый костюм отдал, конечно, брату, а сам полгода (пока не накопил на костюм) работал в солдатской форме: гимнастерка, ремень и брюки-галифе.

Рассказывает Бутит Цыреновна: «В 1953 году Самбо Цыренович был назначен учителем русского языка Табтанайской средней школы». В эту пору, вспоминает сестра, как до глубокой ночи проверяя ученические тетради 4-параллелей 5-х классов, как увлеченно вёл системную работу над классификацией орфографических ошибок.

В апреле 1955 года, будучи депутатом райсовета был утвержден заведующим отделом культуры Дульдургинского райисполкома. За время его работы на этом посту было сделано немало:

  1. Кинозал в селе Дульдурга
  2. Клуб в Зуткулее
  3. Церковь и клуб в селе Бальзино
  4. Гараж в Дульдурге.

Все эти данные взяты из его «Отчета жизнедеятельности и выполнение уставных требований на открытом партийном собрании» в октябре 1987 года.

С 1960 года назначается  секретарем партийного комитета колхоза «Родина»

С 1964 года председатель колхоза «Родина». За время его работы в колхозе в  в качестве секретаря парткома, заместителя председателя всю свою кипучую энергию посвятил улучшению жизни колхозников. С трогательной теплотой относился он к каждому человеку, кем бы он ни был. Его выступления на сессиях, пленумах, конференциях разного уровня были глубоко содержательными, исходили из нужд трудящихся. Самбо Цыренович был человеком с ясным мировоззрением, твердыми убеждениями, стойким характером, чистой совестью. Именно эти качества его вели по жизненной прямой и честной дороге.

За годы работы в колхозе им и под его руководством сделано немало;

  1. Детский сад на 120 мест
  2. ФАП
  3. Перенос начальной школы с местности Хушун-Узур
  4. Построено 1 одноквартирный, 5 двухквартирных домов для учителей

(из того же отчета)

В эти годы повсеместно развертывается хозяйственная деятельность по укреплению сельского хозяйства. Колхоз «Родина» в эти годы стал одним из крупных хозяйств района. Зуткулейцы, видя, как налаживается жизнь у них в селе, обустраиваются надолго: строят дома, красят фронтоны и карнизы, поступают учиться, выбирают профессии.

С июня 1968 года Самбо Цыренович становится директором школы. В эти годы строится новая школа, переводят ее из основной в среднюю. Сколько работы по созданию материальной базы согласно требованиям времени; перевод на кабинетную систему, обеспечение соответствующими кадрами – учителями с высшим образованием. Всего этого мог добиться только человек – энтузиаст. Построены:

  1. Интернат в старой конторе
  2. Столовая интерната
  3. Кабинет машиноведения
  4. Двухэтажный дом для учителей
  5. Перенос дома учителя Дугарова Б.Д.
  6. Неоднократно завоевывали переходящее Красное знамя района
  7. Памятное знамя к 100-летию Ленина
  8. Радиофикация школы.

С 1977 года Самбо Цыренович становится учителем НВП и занимается трудовым воспитанием учащихся. При трудовом воспитании надо проявлять больше заботы о детях или данному коллективу. Дать конкретное задание, проверять исполнение и качество выполненной работы, морально и материально поощрять отличившихся. В начале 70-х годов в Зуткулейской средней школе по согласованности с колхозом «Родина» практиковались перечисление денег в коллективную копилку класса или школы. На эти средства приобретались путёвки на дальнюю экскурсию и.т.д. Хорошее средство воспитания соединение обучения с производительным трудом – сенокосная бригада старшеклассников по типу военно-спортивного лагеря. В лагере не только трудились (300ц. сена за 25 дней), но и занимались спортом, изучением истории вооруженных сил, стрельбой и метанием гранаты, бег, выпуск боевого листка, концерт по сенокосным бригадам, экскурсии и.т.д.,

Внимательно, заботливо и настойчиво приучать детей к труду, воспитывать в них человека, для которого труд был бы первой жизненной потребностью.  Об этом периоде его жизни, о творческом подходе, наверное, расскажут другие.

Заканчивая свое выступление, я очень сожалею, что его давно нет в живых. Но о нём говорят как о живом. Пройдут годы, но его любовь к труду, к детям, чуткость, требовательность останутся в сердцах сотен людей, которые в жизни соприкасались с ним.

…воплотиться в пароходы,

в строчки

и в другие долгие дела

Строки Маяковского как нельзя, кстати, подходят к образу жизни Самбо Цыреновича  – просто, человека с большой буквы. И как говорят его ученики про него: «Мастер на все руки».

Информатор: Бутит Цыреновна Дугаржапова – сестра, ветеран педагогического труда.

Из краеведческих материалов Бальжимы Бортоевой

Уран хүн

 

 

Поделиться:

Автор:

comments powered by HyperComments