16 января 2018, 14:47

Зудхэлиин аршаанууд. ЗУТКУЛЕЙСКИЕ РОДНИКИ

 

 

Жизнь не стоит на месте. Одно исчезает, другое рождается. Зачастую жизнь одних и смерть других зависит от человека, от его духовного начала. Будь это крохотный цветочек или живительный родник, совершенно уникальное растение или простое обыкновенное селение со своими только ему присущими традициями – это и есть история, без чего нет человеческой жизни.

Исследовать места расположения родников – значит восстановить по крупицам историю края: кто их открыл первоначально, какова их судьба, живы ли они, если нет, смогли ли остаться в памяти людской, кто виноват в их забвении.

Дать воскреснуть былой славе, успевших исчезнуть родникам, поделиться с земляками своими знаниями о том, что это не просто вода подземная, а целая история, даже легенды бытуют вокруг них. Суметь дойти до сути, почему так недолог был срок жизни некоторых источников.

Село наше славилось многочисленными родниками, пологими отрогами, степными речушками. При объезде местоположения родников в наличии их не оказалось даже половины. Знаменитое озеро Хулhата нуур, куда прилетали черные лебеди, совсем высохло, по бывшему дну можно бегать.

 

Хара уhан (Черная вода)

Хара уhан (черная вода) находится в местности Эреэбэг. Ещё в старину, человек по имени hоодо копал колодец, но столбом забил ключ, и появилась воронка, затопил весь близлежащий луг. Несколько дней таскал он большие камни из-под горы на десятках телег, чтобы обложить вокруг источника. (Из рассказов Бороевой Цындымы, старожила этих мест,

1930 г.р., 87г.).

Река Эреэбэг берёт начало с родника Хара уhан. Никогда не высыхает, поит всё и весь. Скот здесь умиротворённый ходит, сытый и, главное, поение неограниченное. В своё время перекрывали реку, рыли канаву и поливали колхозный огород. Дно канавы покрывали плёнкой. И вода чистая, и земля не разъедается водой. Канавой орошали землю на участке луговодческой бригады. С местности получали до 80 скирдов сена в хорошие времена. Теперь воды не стало в реке, огорода нет, и луговодческая усадьба исчезла. Индивидуальный скот пасётся там. Благо, что родник не высох, поит всех.

Очень трудно быть рекой, протекающей внутри большого селения. Берега могут быть просто местом свалки близ живущего населения. Но администрация села, ведущие предприятия, само население очищают русла, берегов реки, так что она несет сои хоть и неполноводные, но вполне заслуженные воды в Онон. Поила бы скот, да и людям хорошо видеть рядом реку. Засуха последнего десятилетия отняла все надежды. Сухое дно реки превратилось в некую даже улицу для проезда автомашин и прохода населения.

В далекие годы река не несла такие хозяйственные обязанности, роли её были другие. Во время разливов Эреэбэг особенно бурливая, что готова в своё течение забрать с собой все, что плохо держится. И все-таки река – наше достояние и беречь ее нам, жителям, живущим вдоль ее берегов.

 

Аршаантын аршаан (Жэмбын булаг)

Один из самых больших и водонакопляемых  источников родник Аршаан (Жэмбын булаг). Старожилы рассказывают, Жэмбэ был младшим братом Петра (Жамсаран)  Бадмаева, жил в этих местах.  Булаг много лет поил зуткулейцев лечебным источником. Настолько воды достаточно было, что в суровую зиму било ключом. За годы засухи досталось и этому роднику. И не только засуха повлияла на источник. Безлесье, которое наступило из-за частых степных пожаров, вследствие чего сухие ветра несли настоящий урон природе местности, где располагался родник. К тому же вокруг большая площадь земли была распахана, в последнее десятилетие она не использовалась под зерновые или другие культуры. Суховей уносил самый плодородный слой земли, она оголялась, оставляя гравий и камни. По всему этому родник не мог получить достаточно влаги ни из-под земли, ни сверху в виде дождя и снега. Результат налицо: обезвожил он и, наконец, вода ушла куда-то вглубь. Старожилы этой местности говорят, что родниковая вода проникла в недалеко находящийся колодец. Вода оттуда стала по вкусу как у аршана, но по содержанию лечебных свойств уступает настоящему источнику Аршаантын аршаан.

Аршаантын аршаан  принимают  люди с повышенной кислотностью желудочно-кишечного тракта,  употребляют в теплом виде в зависимости от состояния секреции желудочного сока. Исследования, замеры воды не проведены.

Бытует мнение, из-за неблагоприятных климатических условий родники «переселяются» на другое место.

Шулуутын булаг

Так случилось и с этим родником. Полноводный источник, расположенный в местности Шулуута, в последние годы изменил место нахождения, цвет и вкус, «отдалился» на несколько метров от прежнего. Вокруг земля топкая, примешанная с глиной, трудно подойти.

Мухар булагай аршаан

«Забил ключом родник в ограде наших родителей.  Считалось это хорошим поверьем. Теперь земли вокруг родника отходят к соседнему району»- рассказывает Бортоева Дарима, 1932 г.р. 85г.

Обследования и замеры качества не производились, вода действительно  лечебная, минеральную воду  употребляют в теплом виде  при заболеваниях желудочно-кишечного тракта,

Эти три источника находятся к юго-востоку от центральной усадьбы и расположены друг от друга на значительном расстоянии. От них до следующего родника большое расстояние. Когда-то   Ундэр Губоогэй булаг протекал в  речушку Харганаши.

Жамбал булаг

В местности Нарин Хунды бьёт ключом другой родник  Жамбал булаг. Рядом жила семья Жамбала, сын его Дамдин был репрессирован. Вернулся живым и невредимым, дожил до преклонных лет. (Родник находится около стоянки Цыдендоржиева Батожаргал). Выше этого родника есть и другой родник Багшын булаг т.е. родник Учителя.

Багшын булаг

Здесь жил лама-джодчи, который имел несколько учеников, число их всегда было семь. Джодчи обычно проходят суровый экзамен. Тянет за собой тележку по кругу и не может обернуться, где бы она не застряла   и еды никакой у него не должно быть. Сердобольный прихожанин – буддист, положит под кустом еды, найдет  он её и этим доволен. Где ночь застанет, там и ложится спать. Если выдержит экзамен, станет джодчи. Звали его Шагдуунай Гэлэн лама. (Из рассказов старожила этих мест Нанзатовой Цыбжит)

Лама умел находить под землей журчащий родник. Трёхгодовалого бычка красной масти загоняют на три дня в загоне, не давая воды, если выпустить после этого, она начнет нюхать землю и, если обнаружит воду, начнёт бить копытами по земле и ноздрями фыркать. Люди, которые следили издалека за бычком, подбегут и начнут копать, забьет в том месте ключом подземная вода и забурлит по местности. (Из рассказов знатока старины Цыденова Базар-Садо, 1950 г.р., 67г.)

Родник его живой и теперь. Эти два источника маловодны. Причины засыхания те же, что и у предыдущих. Вдобавок в этой местности колхоз держал очень большое количество овец. Здесь располагались КМОБы (комсомольско-молодежные овцеводческие бригады), где содержались от 2000 до 4000 голов. «Земля была чёрная, без всякой зелени, трава не успеет вырасти, уже нет её. Хватало ненадолго. Лес далеко; сухой ветер, малоснежная зима, бездождливое лето сделало своё дело. Хорошо, что родники смогли сохраниться», — вспоминает бывший зоотехник колхоза, заслуженный зоотехник  РФ Дамдинжапов Мижитдоржи, 1941 г.р., 76г.

Мэнхэйгэй булаг

Проедешь дальше по Нарин Хунды, был родник Мэнхэйгэй булаг. Старожилы рассказывают, что демобилизованный с войны Найданов Аюши, привёз камень с берега Чёрного моря, опустил в родник, и он стал полноводным. Теперь родника нет, и нет того ветерана войны. (Рассказ написан со слов Ерентуевой Цырен-Дулмы, моей прабабушки 1929 г.р., 88л.).

 

Сагаан булаг

Если проехать через хребет Сагаан Дабаан, окажешься в местности Дээдэ Зудхэли, где находится самый большой родник Сагаан булаг, который переменил место нахождения и цвет. С кристально чистой водой манил проезжающих, особенно в жаркое время, студёной и вкусной. Теперь вода жёлтая с мутным оттенком, безвкусная и не очень привлекательная на вид. Подойти трудно, чем раньше.  

Источнику Сагаан булаг не грозит высыхание, так как вокруг ещё есть лес, окружен он кустарниками. Находится у подножия высокой горы Баян Сагаан, так что немало поколений может наслаждаться студеной водой известного родника.

Только бы проезжающие относились бы бережно, не сорили, не мутили, хватит этой воды всему живому.

Старожилы говорят, что огораживать родники двоякое отношение вызывает. С одной стороны, это защищает от скота, бесхозно пасущегося вблизи, с другой, по преданиям бурят, нельзя огораживать родник, таким образом, будто запирается живой родник, а он должен течь куда угодно, т.е. в разные стороны. Как бы то ни было, родники у нас огорожены, особенно те, которые находятся вблизи трассы и на пути пастбищ большого скопления скота.

Моё мнение: надо прилагать к источникам человеческие руки, огораживать, вокруг них обложить камнем, чтобы воду не смешивать с землей и дабы не оказался он в мутной грязи. А скот может поить подальше от родника, там, куда вытекла вода, и получился своего рода водоём.

Один из основателей колхоза Шамбуев Олзобой рассказывал,  как один богатый человек, живший в местности Арын булаг перед своим арестом, будто бы закопал своё золото в водах Сагаан булаг. «Возможно, найдете, после того, как засохнет родник», — сказал, когда его увозили.

Примечательно то, что недалеко протекает  речка Зуткулейка, берущая начало с вершины хребта Хужарта среди деревьев. Помогают ей родники: Хууяаhатын булаг, Хадьха булаг. Последний такое название получил по внешнему виду. Небольшой нарыв как фурункул и родник уже протекает по всей поверхности, но вскоре находит подземное русло и уносит воды в речку Зуткулейку.   Старожилы считают, что Сагаан булаг и Зуткулейка  связаны между собой, их воды стекают до реки Онон. Об этом гласит легенда, о лошади, которая будто упала в водоём и не смогла выбиться оттуда. Останки животного будто нашли в месте, где стекаются могучая река и небольшой ручей Зуткулейка. Естественно, время было дождливое, воды было достаточно и увести коня, не стоило большого труда.

Угсаахай

Угсаахай означает уhан-саhан, вода всюду. Некто приехал на покос сюда, но у горы не нашел чем напиться. Ворчанье старика услышала молодая девушка, подошла к его шалашу и обещала тут же принести кувшин полной воды. Ушла с сосудом и очень быстро вернулась. Хозяин шалаша обрадовался и решил тут же напиться. Когда обернулся, девушки уже не было. Только успел крикнуть тогда вслед девушке, как её зовут. Та, не останавливаясь, крикнула: «Угсаахай».

— А, значит, здесь полно живительной влаги,- подумал сенокосчик.

С тех пор кто приезжал, потянулись к источнику. Хотя долго не знали, что это не только живительная влага, но и оздоравливающий напиток, смогли сохранить до нынешних времён. (Рассказ написан со слов Очировой Альбины, 1944 г.р., 73 л.).

Угсаахай – некогда родник, превратившийся в большой водный резервуар для этого края. Как бы он повёл себя, не вмешайся человек, неизвестно. Благодаря глубинному бурению стал источник полноводным, с чистым кристальным аршаном. Данная минеральная вода по своей классификации, по курортологии относится к холодным, углекислым, гидрокарбонатным водам. По данным лабораторных исследований назначается  как минеральная вода и минеральная ванна, воздействует на нервную, мочеполовую  системы и костно-суставные части тела человека. 

  И работники профилактория «Угсахай» своим трудом и заботой к отдыхающим прославляют свою землю, свой целебный аршан, в их числе моя мама, которая работает поваром после окончания школы. У неё высшее педагогическое образование, но нашла своё призвание в заботе и уходе за отдыхающими, которые бесконечно благодарны за их труд.

 

В.Никонов

Угсахай затерялся в далёком

Забайкальском суровом краю

Средь лесов и степей синеоко

Источает он воду свою.

Это дар зуткулейской природы

Исцеляет он многих людей

От его чудодейственной силы

Обретёте здоровье полней.

Запах трав, чистый воздух целебный,

Благодатная здесь сторона

Для здоровья Вам будут полезны

Словно юности Вашей весна!

         В местности Могойто есть падь Арангата. Около лесочка имелся родник с одноименным названием. Арангата – аранга, нераспустившаяся сарана, которая в изобилии растет в данной местности. Это же название имеет второе значение в словаре К.М.Черемисова, объясняется так: помост, навес; помостки; вышка – помост (для охоты на диких зверей, или помост на который клали трупы шаманов и предводителей родов. Возможно в этой местности хоронили шаманов. В прошлом веке здесь был большой колхоз. Население было большое, имелись контора колхоза имени Молотова, начальная школа, магазин, ферма, достаточно производилось сельхозработы, на нужды населения хватало воды из источника. Вокруг горы, достаточно густой лес – всё это питало водоём. Люди берегли его, скот поили от разлившегося от родника ручейка, сами брали воду, тоже недалеко вырыв небольшой стояк. А теперь его нет, как нет и родника Байсын булаг, полностью высохли, ручей Могойто оброс мелким кустарником, хотя небольшой водоём сохранился в глубине впадины. В Могойто – очень много змей, во время сенокоса их можно встретить на каждом шагу. Когда-то мужчины этой пади испытывали на себе влияние горы Могойтын Баян Сагаан. Пригласили ламу, привезли бурхан (божок) Сэнгэдэ (бурхан из белого мрамора, с обвивающими  змеями) сделанный китайскими мастерами из  Хухэ нуура в Китае. (Из рассказов Цыденовой Намжил, знатока истории села, 1948 г.р., 69л.)

По пути из Могойто в центральную усадьбу села есть родник, который летом исчезает, а к весне нарывает в большой «фурункул» и извергается. Вблизи расположен Баатар нуур, тоже водоём в естественном углублении, окруженный небольшими пригорками, ограждающими его от суховея. Славился Баатар нуур в былые годы, поил и скот, и люди наслаждались в жаркое лето, искупавшись в нём. Полноводным водоём был благодаря рядом извергающемуся источнику и, конечно, набирал воды от естественных осадков. Благо, что недалеко протекала ещё река Могойто. В дождливое время превращалась в гремучую реку, которую трудно перейти и переехать. Она впадает в Зуткулейку прямо в центре впадины, недалеко от которой расположено нынешнее село.

В местности Уляаhата (много осин) по преданиям старожилов каждый год бил ключом родник, от которого текла небольшая речка. Он тоже высох. Ламы ежегодно читали молитвы для сохранения воды – «лусадай зай».

Бытовало мнение, если тучи сгущаются над Уляаhата, будет обязательно дождь или снег, настолько тянула к себе падь осадки.

Высокая гора называется Улзытэ ундэр. Северный Эреэбэг был богат волками, которые никому спокойно жить не давали. Гора связана хребтом с Эреэбэгом и выходит в Улзытэ ундэр. Раньше называлось Хухэ адха, что означает  синяя ладонь, по внешнему виду. Она издалека напоминает раскрытую ладонь и с высоты всегда находится под синим небосводом как самая высокая в этой местности, тянется до Тутхалтуя.

Улзытын булаг

Пригласили в одно время сановного ламу, тот вывел спрятать бумбу, чтобы отводить от горы и местности все плохое. Для этого стали рыть яму. Сильных мужчин было мало, лишь один юноша взялся рыть глубокую яму. Его звали Улзытэ. Когда спрятали бумбу-сосуд с подношениями, лама сказал: «Пусть гора носит название Понсок Улзытэ, а не Хухэ адха, гора будет во все времена почитаемой». Через некоторое время на северо-восточной стороне горы забил ключом родник Улзытын булаг. Гора Понсок Улзытэ является водоразделом семи ручьев: Баруун, Зуун Тутхалтанууд, Баруун, Зуун  hудэнтэнууд, Байса, Эреэбэг.

         В наше время выходцы этой местности ездят на гору Улзытэ на молебен, устраиваемый общими усилиями. Да и гора почитаема всеми жителями села, о ней слагают стихи и песни.

Богатым был Зуткулейский край: вокруг реки, родники питали лес и землю. А они в свою очередь питали жителей края. Взаимная любовь оборвалась на какой-то стадии, и человек теперь страдает от своих же неразумных действий, рубя «сучка на корню».

Причины высыхания родников следующие:

— непродуманная хозяйственная деятельность человека (засорение родников, вырубка леса);

— использование водоемов варварскими методами;

— вспашка земли вокруг водоемов (верхний слой земли обдувается ветром, остаются камни и твердый покров земли);

— погодно-климатические условия.

Какие меры нужно принять, чтобы спасти водоемы:

— ознакомить молодежь с историей края;

— почитать и беречь родники;

— призвать организации соблюдать зоны вырубки леса;

— умеренное пользование водоемами;

— вести пропагандистскую работу силами волонтеров-экологов из числа учащихся и молодежи, или общественных организаций села

Жизнь общества неразделима с окружающей средой. Какова взаимосвязь между ними, таково будущее каждого из них. Если отношение их бережное, уважительное, смогут они «дожить» до будущих поколений в хорошем состоянии. Родники, как и люди, живы, пока нужны кому-то, на себе испытывают благодарность тех, кому доставили радость бытия. Живительная влага была особенно дорога степняку, без неё нет жизни. Чтобы уберечь от исчезновения читали молитвы, берегли как самое дорогое наряду с верой и традициями. Благодаря таким деяниям дошли до нас эти родники, о которых мне рассказали.

Использованы воспоминания старожилов села и знатоков старины:

  1. Бороева Цындыма , 1930г.р.
  2. Бортоева Дарима, 1932 г.р.
  3. Ерентуева Цырен-Дулма, 1929 г.р.
  4. Дамдинжапов Мижитдоржи, 1941 г.р.
  5. Очирова Альбина, 1944 г.р.
  6. Цыденов Базар-Садо Цыденович, 1950 г.р.
  7. Цыденова Намжил Доржеевна, 1948 г.р.

 

Список использованной литературы:

  1. Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. М.: Издательство «Наука», 1990.
  2. Федотова Словарь топонимов Забайкалья. Чита: Издательство «Экспресс», 1989.
  3. Черемисов К.М. Бурятско-русский словарь. М.: «Наука», 1976.
  4. Альбом «Топонимика» сельского музея под редакцией Цыденовой Н.Д.
  5. Статьи по теме из газеты «Толон».
  6. Брошюра «Угсахай» под редакцией Никонова В.

Бортоева Бальжима, педагог-библиотекарь Зуткулейской средней школы Забайкальского края.

 

Поделиться:

Автор:

comments powered by HyperComments